Как сообщает ТАСС, “Роснефть” требует с американской компании 26,7 млрд рублей за “неосновательное обогащение” и проценты “за пользование чужими деньгами”
“Роснефть” решила судиться с американским нефтегазовым гигантом ExxonMobil, который до марта 2018 года выполнял функции стратегического партнера российской компании, обеспечивая ее технологиями и оборудованием, в том числе для шельфовых и глубоководных проектов.
Иск, принятый Арбитражным судом Сахалинской области, адресован всем партнерам “Роснефти” по проекту “Сахалин-1”, включающему три нефтегазовых месторождения в Охотском море.
Общая сумма претензий – 89,089 млрд рублей. Помимо Exxon, владеющей 30% “Сахалина-1”, ответчиками выступают “дочка” японской SODECO, от которой “Роснефть” требует 26,7 млрд рублей, и индийская ONGC Videsh, у которой “Роснефть” намеревается отсудить 17,6 млрд рублей.
Одновременно “Роснефть” подала иски против собственных дочерних предприятий “Сахалинморнефтегаз-шельф” и “РН-Астра” на 17,8 млрд рублей.
Пресс-секретарь “Роснефти” Михаил Леонтьев подтвердил факт подачи иска, отказавшись от дополнительных комментариев. Еxxon объявила, что “в курсе обращения в суд, не согласна с претензией и будет принимать меры к защите своих прав”.
Иск был подан спустя 4 месяца после того, как Еxxon, работавшая в РФ с начала 2000х, а в 2012 заключившая с “Роснефтью” соглашение о стратегическом партнерстве, приняла решение из-за санкций полностью свернуть сотрудничество и выйти из совместных с “Роснефтью” компаний, которые были учреждены в 2013-14 гг.
Они получили лицензии на участки арктического шельфа в Карском и Чукотском морях, а также море Лаптевых общей площадью более 600 тысяч квадратных километров. Доля Exxon в СП составляла 33%, однако именно она должна была представить технологии для бурения и геологоразведки и профинасировать большую часть затрат, общая сумма которых оценивалась в 3,2 млрд долларов.
По такой же схеме были созданы СП для разработки шельфа Черного моря и трудноизвлекаемых запасов в Западной Сибири.
В Карском море в 2014 году Exxon и “Роснефть” пробурили скважину и открыли месторождение, названное “Победа”. Однако из-за введенных санкций работы пришлось остановить.
Для их продолжения требовалась лицензия от Минфина США, которую Exxon пыталась получить с 2015 года. Компания ссылалась на то, что санкции ставят ее в невыгодное положение по отношению к европейским конкурентам: норвежская Statoil продолжала бурение в Баренцевом море, а итальянская Eni – в Черном, поскольку санкции ЕС, в отличие от американских, не распространялись на уже начатые проекты.
Но усилия были тщетны. Прошлым летом Exxon оштрафовали на 2 млн долларов за то, что компания подписала соглашение с Игорем Сечиным в 2014 году, когда тот уже находился в персональном санкционном списке.
Спустя четыре месяца США расширили санкции против нефтяного сектора России, запретив передавать технологии не только напрямую, но и через цепь посредников. Тогда же Exxon приняла решение оставить все совместные с “Роснефтью” проекты.
Выход из СП будет завершен в течение 2018 года, убыток составит около 200 млн долларов, сообщила Exxon в конце февраля.
По материалам: “Finanz.ru”