Кто возглавил комитет ГД по культуре
После смерти Станислава Говорухина комитет ГД по культуре возглавила Елена Ямпольская, соратница Никиты Михалкова и знатная сталинистка.
«Для нас она темная лошадка»
Ямпольская – депутат-единоросс с 2016-го. Она член президентского и Патриаршего советов по культуре, горячая патриотка, известная, кроме неприкрытого сталинизма, презрением к интеллигенции и демагогическими выступлениями за национализм и церковь. Также она глава редколлегии газеты «Культура» (возрожденной, со слов Ямпольской, благодаря Никите Михалкову).
Приход Ямпольской на место Говорухина не вызвал в Думе ни дискуссий, ни повального одобрения.
– Ее назначение от нас не зависело, – пояснила «Собеседнику» Елена Драпеко, зам. председателя комитета по культуре, – это был выбор правящей партии «Единая Россия», их право по пакетному соглашению (все думские комитеты закреплены за фракциями). Ямпольская для нас пока темная лошадка. За два года ее работы в Думе она в комитете по культуре не появлялась. Ни с поправками, ни с идеями, ни с проектами… Аппарат нашего комитета формировался в течение 20 лет, и мы надеемся, что Ямпольской не позволят его развалить. Во всяком случае, я просила Вячеслава Володина, чтобы он отследил этот вопрос. Потому что таких специалистов, как у нас, взять больше неоткуда.
«Академик Лихачев на этот пост не придет»
Общественность за пределами Думы считает это назначение буквально бомбическим. В основном со знаком минус.
– Я знаю Ямпольскую много лет и думаю, что это мракобес в юбке, чудовище, которое под брендом газеты «Культура» выпускает черносотенный листок, – беспощаден Иосиф Райхельгауз, худрук «Школы современной пьесы». – Это человек, который прославляет Сталина и проклинает Ельцина, Горбачева и те годы, когда наша страна хоть чуть-чуть вздохнула. Такие, как она, делают все, чтобы культура ушла из нашей прекрасной страны. Ее назначение – еще одно подтверждение того, что мы катимся в пропасть. Я во многом не был согласен с Говорухиным, но он был выдающимся человеком, а это… это дикость и бред. Мединский по сравнению с ней – это вообще либерал и академик.
Актер и режиссер Андрей Смирнов, назвавший Ямпольскую в эфире «Эха» пять лет назад «михалковской шавкой», сейчас настолько укрепил свое мнение, что мы и цитировать-то его поостережемся.
– Я сейчас читаю много негатива в ее адрес. Может, она кого-то обидела? – задается вопросом режиссер Сергей Урсуляк. – Ямпольская не раз брала у меня интервью, и это были хорошие материалы, но о ней как о человеке мне сказать нечего. Но, послушайте, мы выбираем из того, что есть. Академик Лихачев сегодня на этот пост не придет, к сожалению. Ее «сталинизм» – это, думаю, просто полемический задор.
– К сожалению, я с ней знаком. И довольно давно. Ее сталинизм – не заблуждение, а убеждение, – проясняет вопрос режиссер Гарри Бардин. – И потому Ямпольская как человек для меня не существует. Я думаю, что вам будет сложно найти ее друзей.
Гарри Яковлевич как в воду глядел – «Собеседнику» действительно не удалось найти друзей Елены Ямпольской. Возможно, Никита Михалков, с которым связывают карьерный взлет журналистки, – единственный.
Но не первый.
«Ну, люблю я! Себя!..»
Елена Ямпольская родилась в 1971 году, училась на театроведении в ГИТИСе, начала работать журналистом еще в студенчестве. После института в 1994 году пришла в газету «Известия», главредом которой был Игорь Голембиовский.
«Я пришла работать в «Известия» девчонкой, – вспоминала Ямпольская. – Игорь Несторович Голембиовский в том же году отмечал 60-летие… Он был хорош, как полубог. Я прозвала его тогда «главный редактор представительского класса» – это был «мерседес-600» среди корявых «жигулей». Есть такие мужики-магниты: они входят в комнату, и никого больше не видно».
Игорь Голембиовский, как считают многие, и сделал ей журналистскую судьбу. Долгие годы они работали вместе. Когда Голембиовский ушел из «Известий», Ямпольская возглавляла отделы культуры в других его изданиях. А потом (Голембиовский уже болел) Ямпольская снова вернулась в «Известия».
– Мы вместе работали в «Известиях» – Ямпольскую тогда навязали главреду Мамонтову, – рассказ Божены Рынской сейчас будет совсем не любезен. – Она бойко писала всегда. И выглядела бойко. Ее прическа и манера одеваться – это был вещевой рынок. Как-то фирма Нандо Муци выпустила чрезвычайно уродливую коллекцию туфель и босоножек в цветах. Я тогда удивилась: кто ж такую разлюли-малину купит? А наутро увидела эти «копыта» на Ямпольской. Одновременно с бессмысленным чванством и титаническим самомнением на ровном месте в ней, по моему мнению, всегда была самая мерзкая беспринципность… Ее взаимоотношениями с Михалковым я не интересовалась. И не думаю, что Никита Сергеевич способен ею увлечься. Другое дело, что Ямпольская бесконечно сервильна и, возможно, ему она была интересна как обслуга».
Тем не менее Елена Ямпольская считалась сильным театральным критиком. В начале нулевых она написала книгу «12 сюжетов о любви и театре». Есть у нынешнего председателя комитета по культуре еще одна книга с красноречивым названием: «Гимн настоящей стерве, или Я у себя одна». Читайте, наслаждайтесь:
«Стерва сексуальная – это зрелая, самостоятельная женщина, которая твердо знает, что она не червонец, чтобы всем нравиться, а гораздо лучше червонца, и ценность ее уникальна… Ну, люблю я! Себя!.. И если в конце концов мне удалось стать эгоисткой, так это лично моя заслуга… Проложить путь к сердцу через пенис не составляет труда. Но тут наступает момент истины, когда ты осознаешь, что, вероятнее всего, он любит не тебя, а твой клитор».
Ямпольской на старте политической карьеры не раз приходилось оправдываться за раскованность своего произведения, говоря, что это «нестыдное воспоминание о человеке, которого сейчас уже нет на свете» (Голембиовский умер в 2009-м).
Люди – расходный материал, а она – королева
По словам известинских сотрудников, в отделе Ямпольской не было атмосферы доверия, скорее наоборот – это был официоз с элементами крепостничества.
– Гонять подчиненных по личным поручениям она не стеснялась, считала, что ей просто обязаны служить. Когда из отдела кто-то увольнялся – мол, «не сошлись характерами», – все понимающе кивали. Ее голос становился милым, когда она разговаривала по телефону с домашними – кажется, она жила с мамой. Фамилия Михалкова звучала часто – Ямпольская обращалась к нему по любому поводу и, вероятно, рассчитывала на профит от этой дружбы, но интрига между ними – это едва ли. Вообще, мне всегда казалось, что была какая-то ситуация в ее жизни, после которой она решила, что быть доброй и великодушной очень невыгодно. Лучше и спокойнее быть безжалостной и на всех плевать. Люди – расходный материал, а она королева, – рассказал нам ее коллега, пожелавший остаться неназванным.
– Давайте подождем, дайте человеку поработать, – Карен Шахназаров настроен наиболее миролюбиво. – Лена – энергичный человек, знает культуру, она достаточно опытна, чтобы правильно расставлять акценты. Я понимаю, почему так «трясет» либеральную общественность, но сталинизм Ямпольской преувеличен. Она умный человек и найдет правильный баланс, занимаясь разработкой закона о культуре. У Станислава Говорухина ведь тоже были довольно резкие воззрения – и ничего страшного не случилось.
Составит ли Ямпольская достойную компанию Мизулиной и Яровой в ГД, узнаем в ближайшее время.
Балуева Анна
По материалам: “Собеседник”