Обожглись на молоке

Как дорожно-строительная компания “Асдор” зарабатывает на кредитах Внешэкономбанка

В начале августа под Ярославлем в деревне Левцово прошло масштабное событие аграрного комплекса области – форум «День Ярославского поля». На ней чиновники всех уровней рассказывали об очередных успехах отечественных предприятий в области сельского хозяйства. А уже в середине ноября этого года решится судьба крупной региональной строительной компании “Асдор”, которая занимается строительством дорог и … молочным производством. Арбитражный суд Москвы поставит точку в долгой истории банкротства холдинга. Для Ярославской области очень интересна и важна история того, как строители возвели свою «империю», осваивая кредиты госбанка на развитие молочной индустрии.

В 2010 году успешные подмосковные дорожники решили диверсифицировать свой бизнес. Учредители холдинга “Асдор” Шалимов, Лобунцов, Лупанов и главный движущий элемент группы – семья Макеевых, обратили свое внимание на перспективную отрасль сельского хозяйства. Ими был разработан проект по созданию крупно-товарного молочного производства в Ярославской области. Проект под названием “Вощажниково”, по их расчетам, требовал инвестиций в размере 7 млрд рублей, но собственные средства в таком объеме авторы проекта вкладывать не собирались. Идея пришлась по душе директору департамента развития регионов Внешэкономбанка (ВЭБ) Ильгизу Валитову, который выделил кредитную линию в размере около 6,4 млрд рублей. В проект входило строительство 4 объектов – 3 молочных ферм и 1 молочно-перерабатывающего завода (МПЗ).

Однако, уже в 2016 году “Асдор” оказывается на грани банкротства, освоив все деньги банка, а построив лишь 2 из 4 запланированных объектов “Вощажниково” – две молочные фермы. Строительство ключевого элемента – перерабатывающего завода – стало “черной дырой” всего проекта.

Весной 2013 года гендиректор АО СХП “Вощажниково” Сергей Негляд переводит в пользу материнской компании – ОАО “Асдор” – 100% аванс на возведение МПЗ в размере чуть более 2 млрд рублей. Такая аффилированность не слишком беспокоит Внешэкономбанк. За три года появляется бетонная площадка и каркас будущего завода по переработке молока из металлоконструкций и панелей. Эти работы были оценены строителями почти в 0,5 млрд рублей. Остальная сумма, превышающая 1,5 млрд рублей, просто исчезает, строительство замораживается, и компания обращается в ВЭБ за новым кредитом.

Банк, скорее всего, удовлетворил бы и эту заявку на дофинансирование “Вощажниково”, но в дело вмешивается Шахтинский городской суд, который осенью 2016 года приговаривает топ-менеджера ВЭБ Ильгиза Валитова к четырем годам лишения свободы. Разбирательство было связано с кредитной линией, выделенной крупнейшему российскому производителю индейки ООО “Евродон”. Как и “Вощажниково”, этот проект курировал Валитов. Контроль за расходованием средств на строительство “Вощажниково” все эти годы не проводился.

В конце 2017 года на круглом столе, организованном ВЭБ-Капитал, гендиректор СХП “Вощажниково” Сергей Негляд, выдавший 2 млрд рублей на не построенный завод, продвигает идею, что без господдержки развитие молочной отрасли невозможно. Проблемы “Вощажниково” сводятся к конкуренции с немодернизированными фермами, а проблема растраченных кредитов просто умалчивается. “Старые комплексы без долговой нагрузки могут позволить себе более дешевое молоко, хотя их сырьё хуже по качеству, чем молоко с нового предприятия, у которого молоко дорогое”, – отмечает Сергей Негляд.

Долговая ситуация вокруг “Асдор” характерна для российской действительности. Новой администрации ВЭБа во главе с бывшим вице-премьером Игорем Шуваловым досталось тяжелое наследство в виде невозвратных долгов, обесцененных залоговых активов и преднамеренных банкротств заемщиков. На распутывание клубка проблем, очевидно, уйдет не один год.

А в это время внучатая компания АО СХП “Вощажниково” подает в суд на свою материнскую компанию ОАО “Асдор” и требует возврата выплаченного аванса. Это запускает, в свою очередь, процесс банкротства “Асдор”, которая перестает отвечать по долговым обязательствам и перечислять налоговые платежи. Интересанты такого банкротства понятны изначально – это единственный путь не возвращать 1,5 млрд рублей. При этом под риск банкротства попадает и само “Вощажниково”. Сельскохозяйственное предприятие не может вернуть ВЭБу долг в размере почти 6 млрд рублей, включая растраченные “Асдором” 1,5 млрд.

Область сельского хозяйства в России бурно развивается. Это привлекает и дельцов, которые пытаются заработать быстрые деньги на строительстве проектов, потом бросив их и обанкротив. Но отдельный рок преследует именно Ярославскую область, которая перспективна для молочников своей близостью к Москве, основному рынку сбыта.  Левцово, Горшиха, Красный Октябрь, Бурмакино – названия населенных пунктов области, как и Вощажниково, где были разорены современные сельскохозяйственные комплексы. Все эти объекты были построены на государственные кредиты.

Сергей Фадин, политолог

г. Ярославль

Ранее

Сотрудники Forbes планируют не выйти на работу

Далее

Газ, шокеры и дубинки

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru