На побережье переполненная канализация выплескивается через люки и попадает в море
«Этот придурок мне в глаза все время брызгал, и я потом месяц глаза лечила, и купаться в море было нельзя!»
«Вчера мне внучка водой брызнула прямо тут, у берега, и всё — наутро глаза воспалились…»
«Моя собака вчера залезла в море, а сегодня у нее глаза слиплись!»
Из всех обрывков разговоров на самом элитном из крымских пляжей история про собаку меня удивила больше всего — я всегда думал, что у собак иммунная система более устойчива к инфекционным агентам, чем у человека. Однако история бабушки с внучкой более наглядна: бабушка сидит тут же — и результат «встречи» ее глаз с «курортной морской водой» налицо и на лице — веки опухшие и глаз почти не видно.
Все эти «истории болезни» мне понятны не только как врачу, но и как пациенту — я сам только неделю как перестал закапывать противовирусные и противомикробные препараты в конъюнктивальную полость.
Было все ровно так же: днем поплавал в море, вода попала в глаза, проснулся — не утром, а ночью от того, что веки слиплись! Промыл сначала водой, потом остывшим крепким чаем, а наутро поковылял в аптеку, до которой полтора километра по горам.
Хотел показаться офтальмологу, но куда там: ближайшее место, где водятся окулисты, — за 30 км, в Ялте, да и то вообще не ясно, где их там искать. Так что занялся самолечением, к счастью, вроде бы пока без осложнений.
Но одним конъюнктивитом дело не обошлось — начало болеть горло, позже появился кашель. Так что отпуск был испорчен.
Собственно, в том, что в Черном море, когда оно прогревается выше 24 градусов, появляются патогенные микробы и вирусы и отдыхающие болеют, ничего особенно нового нет. Я с 1997 года езжу в Крым, и такое бывало и 20 лет назад. И это беда не только Крыма, а всего побережья.
Болеют отдыхающие в России, Турции, Болгарии. Однако обычно инфекция вирусная проходит быстро и течение ее достаточно легкое, во всяком случае, у взрослых: 4–5 дней, и все. В этот раз я заболел ровно через неделю после приезда, и практически три недели, до самого отъезда, я лечил то конъюнктивит, то тонзиллит, то просто, без таблеток, «выкашливал» трахеит.
Надо сказать, что для меня лично конъюнктивит — это вообще экзотика. До этого у меня он был в детстве, 45 (!) лет назад!
Так в чем же причина?
Суть в том, что пропаганда из каждого утюга нам кричит «Крым наш», зазывает россиян на отдых, но о том, что устаревшие канализационные сети не в состоянии справиться с отходами даже местного населения, не то что миллионов «понаехавших» туристов, никто не говорит! Все отходы, так или иначе, стекают в море. По идее, труба выведена далеко и как бы ожидается, что фекалии растворятся в море. Однако любой сильный ливень приводит к тому, что потоки воды устремляются с гор на берег, по дороге прихватывая содержимое помоек, выгребных ям и переполненных септиков. В таких случаях все попадает прямо на пляжи! Сам много раз видел, как ливневая канализация выведена прямо на закрытый лечебный пляж (есть фото и видео).
Даже если канализация выведена в очистные сооружения, то это вовсе не значит, что канализационные стоки будут очищены: 80% отходов подвергаются только механической очистке. Чтоб было понятно — представьте себе, что то, что вы смыли в унитазе, просто пропустили через решетку. А куда сливается? Да в то же море или, еще того хуже, — в реки, которые впадают в море.
Добавим сюда сотни тысяч нелегальных и полулегальных построек, которые вообще без всякой очистки сливают канализационные стоки в реки, ливневую канализацию или напрямую в море. СМИ цитируют заявление замминистра ЖКХ Крыма Якуба Зейтуллаева: «Мы провели инвентаризацию. Только в четырех городах насчитали порядка 20 тысяч абонентов, у которых не решен вопрос — нет централизованного водоотведения. Это Алушта, Ялта, Судак, Феодосия. Там 80% — выгребные ямы, а остальные врезаны либо прямо в ливневку, либо сбрасывают стоки в водоем, в речку, в море». Опять расчет на то, что «в море все растворится, рыбы все съедят». Но на практике выходит по-другому: значительная часть остается циркулировать в прибрежной зоне.
Если море прогрелось, то вода в нем фактически превращается в «фекальный бульон», кишащий бактериями и вирусами, в том числе и патогенными.
В этом году я поехал отдыхать 10 июля, на месяц раньше, чем обычно, надеясь, что вода будет прохладнее и, следовательно, безопаснее. Однако все пошло не так: вода в море была аномально теплой, температура доходила до 28(!!!) градусов Цельсия!
Я за 20 лет такого не припомню. И при этом дожди шли очень часто, раз в два-три дня, т.е. потоки воды с гор с мусором, бытовыми отходами и канализационными стоками попадали сразу в прибрежную зону.
А поток туристов очень вырос — ведь открыли мост через Керченский пролив. Статистических данных у меня нет, но чисто визуально народу стало в полтора–два раза больше, чем в прошлом году. А ведь это очень резкий наплыв.
И вот представьте себе: вы живете в частном доме втроем. Водопровод (дебит колодца или скважины) рассчитан на трех человек. А тут — раз, и нужно воды качать на шестерых! А канализация? Она тоже не рассчитана на двойные нагрузки. На самом деле в Крыму все еще хуже: электрические, водопроводные, канализационные сети проектировались и строились 60–70 лет назад и рассчитаны только на береговые пансионаты и дома сотрудников. А за четверть века в популярных местах побережья выросли десятки тысяч самостроек, шестиэтажных «гаражей» и прочих «мини-гостиниц». Количество койко-мест выросло в десять раз как минимум!
Те, кто живет в квартирах, может, и не поймет, но владельцы частных домов знают: если в дом с автономной системой водопровода и канализации заселить в десять раз больше людей, чем планировалось, то: а) воды будет не хватать и б) септик быстро переполнится.
А теперь представьте себе, что это не отдельный частный дом, а целый полуостров — Крым! В отдельном доме можно вызвать машину, которая откачает канализационные стоки, можно вырыть дополнительный септик, а что сделать на полуострове, если туда приехали не 2 миллиона людей, а 6 или 8 миллионов? И всем им нужно принимать душ, стирать одежду и пользоваться санузлом.
И без того ветхие, аварийные водопроводные и канализационные сети подвергаются ударной нагрузке. В результате отключение водопровода, переполнение канализации. Так, в главный праздник города Севастополя — День Военно-морского флота, 29 июля, значительная часть города осталась без воды!
Сам я столкнулся с тем, что на ЮБК, в самом популярном месте, несколько раз воду отключали утром.
С канализацией все не так наглядно — потому что она скрыта от посторонних глаз, но нагрузка такова, что иногда и переполнение канализации становится видимым: фекальные массы переполняют колодцы и начинают течь через щели в люках прямо по улице.
Возникают вполне резонные вопросы: а эти люди, которые ездят в Крым отдыхать, они что, не видят всего этого? И их что, не пугают эти инфекции, которыми они массово заражаются, искупавшись в грязном море?
Ответы на эти вопросы непростые, и тут, наверное, социологи могли бы на этой теме не один десяток диссертаций защитить.
Объем данной колонки не позволит мне все обосновать научно, но я все же попробую высказать некоторые соображения.
В Крым на отдых приезжают совершенно разные люди. Есть такие, как я, которые давно влюблены в этот прекрасный полуостров и, несмотря на все негативные реалии, никак не могут расстаться с этой любовью. Но таких — меньшинство. Большинство — это новая волна homo soveticus, которая со страшной силой поперла в Крым после того, как его присоединили. Это контингент людей, большинство из которых никогда не были за границей вообще, не то что на зарубежных курортах. Не секрет, что более 80% россиян не имеют загранпаспортов! Соответственно, этим людям не с чем сравнивать, а вода в водоемах регионов, из которых едет этот народ, еще грязнее, чем на побережье Крыма, и инфекции после купания — дело привычное. Еще одна группа людей, которые поехали в Крым именно в этом году, — это люди с не очень высоким достатком, имеющие двух и более детей. Для таких отдых в пансионатах — что крымских, что зарубежных — непозволительная роскошь! Ведь там нужно платить за каждого члена семьи, да еще авиабилеты стоят денег. Такие люди даже на пароме не могли себе позволить приехать в Крым — по тем же причинам. А тут вся семья набивается в купленный в кредит автомобиль и со страшной силой едет отдыхать. В этом году, с открытием моста, в Крыму просто вал людей, приехавших всей семьей на автомобилях. Редко увидишь машину, где только два человека, почти все машины забиты полностью. Лично видел авто, в котором вместо 5 сидели 6 человек: на заднем сиденье разместили двух взрослых и двух детей — без детских кресел! Куда только смотрят инспектора ГИБДД!
Соответственно, приехав в Крым, такие люди снимают у местных убогую однокомнатную квартиру, куда набиваются вчетвером, впятером и даже вшестером! Дешево и сердито.
Еще один социальный феномен, специфический именно для России, — наших людей вообще трудно запугать невзгодами! Наверное, это следствие того, что четыре поколения россиян за сто лет с октябрьского переворота подвергались такому геноциду, что такие «мелочи», как ротавирусы, аденовирусы, кишечная или дизентерийная палочка, их вообще не пугают. Вспомните: после терактов в Египте британские, немецкие, французские туристы перестали ездить в Египет — и только наши, русские люди, продолжали рваться туда на отдых. Да что там говорить: если начинается стрельба, во всем мире люди бегут прочь и падают на землю — и только наши бегут к эпицентру стрельбы, чтобы а) посмотреть, что там такое и б) завалить козла, чтобы не шумел!
Расстрел парламента в 1993 году помните? Сколько шальных пуль словили наши любознательные граждане?!
Ну ладно, наши отдыхающие и в Москве купаются в грязных водоемах, но куда смотрят крымские врачи? Куда смотрит крымская власть? Ведь если люди после разового купания получают конъюнктивит, то это не шутки. В Москве, как и во всей России, доступ на такие водоемы закрывают и купание запрещают. А в Крыму что?
Или это не Россия?
Герман Пятов
По материалам: “Московский комсомолец”