Стратегическое развитие малого предприятия предусматривает постановку ключевых целей на определенную временную перспективу и выбор средств их достижения
Малые предприятия в условиях финансового кризиса, который наблюдается сейчас, испытывают затруднения в поиске стабильных источников денежных средств, что ограничивает их возможности стратегического планирования. Маркетинг – инструмент, позволяющий эффективно повысить продажи и, соответственно, увеличить прибыль от коммерческой деятельности. Для того, чтобы маркетинг эффективно работал при финансовом кризисе, необходимо следовать выработанной маркетинговой стратегии, которая должна включать следующие элементы: политика сбыта товаров, стратегия рекламы, ценовая стратегия. Все элементы маркетинговой стратегии должны быть скоординированы и дополнять друг друга. Раскроем особенности ключевых элементов маркетинговой стратегии малого предприятия в условиях кризиса.
1) Рекламная стратегия. Реклама позволяет малому предприятию заявить о себе на рынке и увеличить трафик посетителей магазина. Но, в период денежного кризиса, рекламная стратегия не должна содержать в себе лишних элементов. Каждый элемент (инструмент) рекламы должен быть эффективен. Например, высокоэффективными средствами рекламы для малого предприятия выступают: наружная реклама – http://www.dvigtorg.ru/. А вот реклама по радио или телевидению для малого предприятия со сравнительно небольшими объемами сбыта, слишком дорогостоящая и малоэффективна. От нее нужно отказаться.
2) Политика сбыта. Обычно, малое предприятие производит сбыт своих товаров и услуг непосредственно в собственной торговой точке. Расширение и диверсификация каналов сбыта во время кризиса представляется крайне нерациональным направлением, что обусловлено необходимостью дополнительных инвестиций. Поэтому, в период кризиса маркетинговая стратегия сбыта товаров должна базироваться на ассортиментном векторе. Целесообразно провести анализ эффективности товарного ассортимента и исключить малоприбыльные ассортиментные группы товаров, пустив высвободившиеся финансовые средства в расширение высокодоходных групп.
3) Ценовая стратегия. Окупаемость себестоимости товаров – главное условие финансовой успешности малого предприятия. В первую очередь, в условиях финансового кризиса предприятие должно исключить из себестоимости товаров все лишние элементы – сократить по максимуму внепроизводственные расходы. Ценовая стратегия должна быть гибкой – для каждой ассортиментной группы должна быть своя ценовая стратегия, которая должна учитывать уровень спроса на товары данной группы и цены конкурентов. Предприятие должно уделить максимальное внимание системе ценового стимулирования сбыта: должны быть продуманы и внедрены система лояльности и скидок для покупателей товаров.
Таким образом, маркетинговая стратегия малого предприятия в условиях кризиса должна строиться на тщательном экономико-стратегическом анализе рынка.