Минтруд РФ сообщил о рекордно низкой безработице в стране, хотя это, мягко говоря, не совсем так
Известие о минимальной безработице пришлось как нельзя более кстати для чиновников, доказывающих необходимость повышения пенсионного возраста. Они мотивируют непопулярную в народе меру, в частности, тем, что в стране сегодня, якобы, острый дефицит рабочей силы.
Власти оперирует цифрами официально зарегистрированной безработицы. Вправду, тех, кто обратился в службы занятости сегодня немного — около 685 тыс. человек. И, по словам главы Минтруда Максима Топилина, число это все время уменьшается. Вот Минтруд и заявляет об «историческом минимуме безработицы и дефиците трудовых ресурсов». Дескать, найти себе работу в России сегодня — проще пареной репы.
К сожалению, между реальной жизнью и ее чиновничьими интерпретациями, как обычно дистанция огромного размера. Если на рынке труда тишь да благодать, почему проблема безработицы так сильно тревожит россиян? Угроза остаться без работы и не найти новую, по данным опросов «Левада-центра», входит в первую тройку проблем, беспокоящих граждан РФ. Среднее время поиска работы в стране долго держится на уровне 7–8 месяцев. Не верится, что подобное возможно в условиях «дефицита трудовых ресурсов», о котором толкует Минтруд.
Да и откуда взяться работе, если в стране ударными темпами сокращается количество рабочих мест? По данным бизнес-омбудсмена Бориса Титова, лишь за период с 2012 по 2015 г. Россия потеряла 6,8 млн рабочих мест. Главный кормилец миллионов россиян — малый и средний бизнес (МСБ) стремительно теряет былое реноме — разоряется, закрывает предприятия, уходит с рынка. Власти же ничего не предпринимают, чтобы реально ему помочь. Ограничиваются словами.
Вспомним, шесть лет назад руководство страны обещало к 2020 г. создать 25 млн высокотехнологичных рабочих мест. Обещание, увы, так и осталось на бумаге.
Официальная статистика учитывает только зарегистрировавшихся на бирже труда людей. Но туда обращается лишь малая часть безработных. В самом деле, стоит ли овчинка выделки? Зачем проходить бюрократические мытарства, чтобы получить сущие гроши в виде пособия по безработице. Оно в России по-прежнему — едва ли не самое мизерное в мире (минимальный размер — 850 рублей). Даже во многих странах СНГ оно выше. Скажем, в Казахстане минимальный размер пособия составляет 4,3 тыс. рублей (в пересчете на «деревянные»).
Пожилые люди, чей выход на пенсию государство намерено отложить, обязательно и быстро найдут себе работу — эти чиновничьи заверения не более чем миф. Любой безработный старше 50 лет расскажет, как трудно, да что там, почти невозможно найти приличную работу.
Баюкая себя сказочками про «рай» на рынке труда, власти, похоже, не собираются ничего предпринимать, чтобы безработных в стране стало действительно меньше. И это странно. Неужели наверху не понимают, что безответственное отношение к острейшей проблеме чревато социальным взрывом?
От редакции
Публикуя этот материал, мы отдаем себе отчет в том, что многое из сказанного наш президент как бы «дезавуировал» своим обращением к гражданам России. В нем он много чего наобещал, включая повышение максимального пособия по безработице для лиц предпенсионного возраста более чем вдвое — с 4,9 тыс. до 11,2 тыс. рублей. И хотя это президентские обещания, они пока остаются всего лишь обещаниями. Поверим главе государства, но при этом будем помнить и народную мудрость: «На бога надейся, а сам не плошай».
Игорь Вересков
“Новый вторник”