Зачем РЖД потратит 100 млрд руб. на развитие дорог
РЖД планируют создать объединенный Южный вокзал на базе Павелецкого, переключив на него все «южные» поезда с Рязанского и Курского направлений. Для этого придется потратить на электрификацию южного направления 100 млрд руб.
Компания «Российские железные дороги» (РЖД) предлагает до 2025 года создать на базе Павелецкого вокзала в Москве объединенный Южный вокзал с переключением на него «южных» поездов, курсирующих с Рязанского и Курского направлений, в том числе в Крым. Об этом говорится в материалах компании, копия которых имеется в распоряжении РБК. Их подлинность подтвердил источник в РЖД.
Сейчас поезда южных направлений приходят также на Казанский (в частности, Рязанское направление) и Курский вокзалы.
Для того чтобы осуществить этот проект, РЖД необходимо электрифицировать несколько направлений к югу от Москвы. В частности, речь идет об участках Ожерелье — Узловая — Елец и Ртищево — Кочетовка. Стоимость электрификации этих участков составит 48,2 млрд и 49,2 млрд руб. соответственно, или около 100 млрд руб. в общей сложности. В презентации ТЭО по этим проектам не указывается источник финансирования. Представитель РЖД не комментирует этот вопрос.
В документах отмечается, что сейчас поезда с юга прибывают в Москву по разным направлениям, а модернизация участков позволит фактически создать одно выделенное пассажирское направление. Такая специализация «является одним из наиболее перспективных технологических инструментов улучшения эффективности работы магистрали», — говорится в материалах компании.
Электрификация участков позволит повысить провозные и пропускные способности участков дороги на уже существующей инфраструктуре. В частности, специализация южного направления сети РЖД (которая становится возможной при электрификации железнодорожных линий) подразумевает переключение значительной части пассажирского потока с направления Москва — Рязань — Грязи (Воронежский ход) на участок Москва — Ожерелье — Елец — Грязи. Представитель РЖД сказал РБК, что специализация железнодорожных направлений позволяет «при минимальных вложениях увеличить скорость движения поездов, сократить время в пути, увеличить пропускные способности линии». По его словам, в перспективе до 2030 года объем движения пассажирских поездов на этом участке может увеличиться с 17 до 65 пар поездов в сутки. «Результаты ТЭО (технико-экономического обоснования. — РБК) свидетельствуют о целесообразности дальнейшей проработки этих проектов», — подчеркнул он.
При этом собеседник заявляет, что «вопросы развития вокзальных комплексов Москвы не оценивались в рамках данного ТЭО». «Решения по конкретным проектам будут приниматься по итогам обсуждения в рамках совместной рабочей группы с правительством Москвы», — отметил он. РБК направил запрос в пресс-службу правительства Москвы.
В начале июля представитель дирекции железнодорожных вокзалов рассказывал РБК, что РЖД планируют масштабную реконструкцию Павелецкого вокзала. Потенциальные инвесторы уже разработали концепции его реновации. Общая площадь Павелецкого вокзала — 40,2 тыс. кв. м. Концепция, созданная по заказу «Трансмаркета» (управляет торговыми точками на вокзалах по всей России), опубликована на сайте архитектурного бюро Matrix. На втором этаже вокзала предлагалось разместить торговый центр, капсульный отель, коворкинг, хостел, рестораны. На третьем этаже, согласно концепции, могут располагаться офисы, гостиница и спортзал. Председатель совета директоров компании RRG Денис Колокольников говорил, что полное внутреннее обновление вокзала потребует 1,2–1,6 млрд руб., косметическое — 600–800 млн руб.
Среди претендентов на реконструкцию вокзала были компании, аффилированные с бизнесменами Андреем Бокаревым и Виктором Вексельбергом.
Миллиардные проекты РЖД
Одним из самых амбициозных проектов РЖД, который компания готовит уже несколько лет, является высокоскоростная магистраль Москва — Казань. Его стоимость оценивается в 1,695 трлн руб. (в 2015 году было 1,2 трлн руб.). При этом капитальный грант (деньги государства) составляет 700 млрд руб. Планировалось также привлечь средства в коммерческих банках, у стратегического иностранного партнера, а также деньги самих РЖД.
Еще один глобальный проект компании, который тоже пока не реализован, — мост на Сахалин. По последним оценкам, стоимость перехода на Сахалин в 2,3 раза выше, чем Крымского моста. Согласно долгосрочной программе развития РЖД до 2025 года строительство перехода через Татарский пролив и подходов оценивается в 540 млрд руб. При этом расходы федерального бюджета составят 250 млрд руб. В июле президент Владимир Путин поручил правительству проработать вопрос о строительстве этого моста.
Один из крупных проектов, который у РЖД находится в работе, — модернизация БАМа и Транссиба («Восточный полигон»). К 2024 году компания должна увеличить перевозки угля по этим маршрутам до 210 млн т. Модернизация, по словам гендиректора РЖД Олега Белозерова, обойдется компании в 695 млрд руб. При этом он предупредил, что в таком случае РЖД придется выплачивать дивиденды только по привилегированным акциям, «чтобы максимально эффективно задействовать прибыль в инвестиционных целях». Иначе «это приведет к сокращению инвестпрограммы» и «невывезенными могут оказаться около 300 млн т грузов», предупредил топ-менеджер.
Василий Маринин, Светлана Бурмистрова
По материалам: “РБК”