Поддержка малого и среднего бизнеса (МСБ) со стороны государства недостаточна — такой вывод на заседании правительства сделал Дмитрий Медведев, заслушав доклад Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о развитии конкуренции
Премьер-министр признал, что состояние конкурентной среды по-прежнему далеко от идеала. «Действующие меры поддержки малого и среднего предпринимательства пока недостаточны, чтобы небольшие компании могли конкурировать с гигантами бизнеса», — признал Медведев.
По мнению премьера, необходимо совершенствовать механизмы поддержки МСБ. В частности, за счет удвоения доли госзакупок у малых и средних предприятий. Напомним, ранее Дмитрий Медведев утвердил так называемую «дорожную карту» по развитию конкуренции в отраслях. Согласно документу, к 2020 г. доля закупок госкомпаний у МСБ должна вырасти как минимум до 18% — с нынешних 11%.
Глава организации «Опора России» Александр Калинин не уверен, что повышенная квота на госзакупки сработает. По его мнению, главная проблема участия МСБ в госзакупках заключается в завышенных требованиях к участникам тендеров со стороны крупных госпредприятий. То есть невозможно повысить долю госзакупок у МСБ, не изменив ныне действующий порядок.
Однако, по мнению экспертов, одно лишь участие в госзакупках МСБ не спасет. Гораздо важнее для этого сектора экономики — налоговые послабления и льготные кредиты.
Депутат Госдумы Сергей Жигарев, например, предложил ввести для МСБ бессрочные налоговые каникулы, причем вне зависимости от того, сколько лет то или иное предприятие существует на рынке. К налогообложению, по мысли парламентария, можно будет впоследствии вернуться, однако лишь после того, как доля МСБ в экономике страны станет заметной. К сожалению, пока инициатива Жигарева поддержки ни в Думе, ни в правительстве не получила. Как и другой его почин — обеспечить для МСБ льготное кредитование. Оно существует практически во всех развитых странах, где такой бизнес кредитуют под символические проценты. В России же 12–15% годовых по банковским кредитам МСБ считает подарком судьбы.
Непонятно, как при столь прохладном отношении к малому и среднему бизнесу правительство станет решать задачу, поставленную президентом, — довести долю МСБ в ВВП к 2025 г. до 40%. Кстати, и 40% — далеко не предел. Например, доля МСБ в ВВП Китая составляет 55% и постоянно растет. В странах Евросоюза она еще выше — доходит до 70%. Там понимают, что МСБ гораздо динамичнее крупного бизнеса. Случись кризис, именно он сыграет роль «подушки безопасности», позволив удержаться на плаву миллионам людей. Обеспечивая их стабильным доходом, МСБ стимулирует спрос, а значит, способствует росту экономики и сохранению социальной стабильности. Пора бы это понять и российским властям, перейти, наконец, от слов в поддержку МСБ к делу.
По своему предназначению не так далеко от предприятий малого и среднего бизнеса ушли работающие на селе крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ). Однако, как показывает история полесского фермера Амазаспа Михаеляна, не все ладно в этом королевстве, все больше напоминающем королевство кривых зеркал. Проблемный материал на эту тему читайте на 4-й стр. номера.
Игорь Анин
“Новый вторник”