Опасный шарик

Кто оставляет в небе летающий мусор

Бесхозные воздушные шары и гидрометеорологические зонды, парящие в небе на высоте 3–5 тысяч метров, стали настоящей угрозой для авиации. Эксперты говорят, что полёты шаров и зондов в России жёстко регламентированы, однако хозяева зачастую игнорируют правила и предписания, оставляя их в небе.

11 сентября в небе над Курганом произошёл очередной инцидент с воздушным мусором. По данным Лайфа, спустя полчаса после взлёта из аэропорта Кургана экипаж лайнера Boeing 737-800 авиакомпании UTair, который направлялся в Москву, сообщил диспетчерам аэропорта об опасном сближении с воздушным шаром на высоте 3650 метров.

Как отмечают собеседники Лайфа, купол аэростата был бежевого цвета, а прикреплённая к нему корзина, в которой не было людей, — чёрного цвета.

— Скорее всего, экипаж Boeing 737-800 видел обычный воздушный шар, который сорвало с креплений на стоянке, расположенной где-то в районе аэропорта, — рассказывает Лайфу авиационный эксперт Юрий Сытник.

Между тем в пресс-службе авиакомпания UTair заявили, что никакого опасного сближения самолёта Boeing с воздушным шаром не было.

Фото: © РИА Новости / Виталий Аньков
Фото: © РИА Новости / Виталий Аньков

По данным Лайфа, территориальное управление Росавиации по Курганской области совместно с представителями транспортной полиции, прокуратуры и службы управления воздушным движением сейчас ищет владельца воздушного шара, который чуть не стал причиной авиакатастрофы.

В разговоре с Лайфом эксперт Юрий Сытник рассказал, что пилотам лайнеров часто приходится видеть на высоте 3–5 км воздушные шары или метеорологические зонды-“призраки”.

— Есть инструкция Минтранса, которая запрещает приближаться к этим “летучим голландцам”, а об их обнаружении необходимо сообщать диспетчерам, — рассказывает Сытник. — Я только слышал об историях, когда пилоты истребителей ВВС специально таранили метеорологические шары-зонды, чтобы они упали на землю и не засоряли воздушное пространство.

Источник Лайфа в Минтрансе рассказал, что все запуски исследовательских метеорологических зондов или воздушных шаров с целью катания людей производятся строго по разработанным правилам транспортного ведомства.

— Согласно правилам, метеорологи, перед тем как запустить шар-зонд, должны направить в органы воздушного движения маршрут его полёта, — говорит собеседник Лайфа в Минтрансе РФ.

Метеозонд. Фото: © wikipedia.org
Метеозонд. Фото: © wikipedia.org

Если планируется запуск пилотируемого аэростата, то его владелец направляет в органы воздушного движения (ОРВД) план полёта, высоту и время нахождения в воздухе.

— Согласно статье 52 Воздушного кодекса РФ, полёты на аэростатах могут выполняться круглосуточно в коммерческих, спортивных и научных целях. К полётам допускаются аэростаты, имеющие государственные и регистрационные опознавательные знаки, годные к лётной эксплуатации и имеющие средства связи с органами воздушного движения, — рассказывает чиновник.

По его словам, перед вылетом необходимо уведомить ОРВД телеграммой, факсом или по интернету, направить план полёта, в котором указать имя или название компании — владельца воздушного шара, дату и расчётное время начала и предполагаемый маршрут, высоту полёта, место запуска и предполагаемой посадки.

Как отмечает собеседник Лайфа в Минтрансе РФ, за нарушение правил Воздушного кодекса владельцы аэростатов и воздушных шаров могут лишиться эксплуатационных документов и быть оштрафованы.

Фото: © РИА Новости / Владимир Астапкович
Фото: © РИА Новости / Владимир Астапкович

Примечательно, что, если шар случайно оказался в небе, ни в каких инструкциях и законах не прописано, кто и каким образом должен его убрать из воздушного пространства. Органы ОРВД должны лишь отслеживать его перемещение и предупреждать пилотов об опасности. Рано или поздно шар или зонд должны сами опуститься на землю.

По данным Минтранса РФ, столкновений воздушных шаров, метеорологических шаров-зондов, аэростатов с самолётами военной и гражданской авиации в России за последнее время не зарегистрировано.

Однако Росавиация регистрирует катастрофы с воздушными шарами, на которых катают туристов.

Так, в марте 2015 года в Дмитровском районе Подмосковья в районе деревни Ревякино воздушный шар с двумя пассажирами и пилотом, зацепившись за вышку мобильной связи, с высоты 50 метров рухнул на землю. Три человека были ранены. А в 2012 году недалеко от села Троицкая Дубрава в Тамбовской области при взлёте рухнул воздушный шар с шестью пассажирами и пилотом, все получили ранения.

Александр Раскин

По материалам: “Life”

Ранее

Металлургов и химиков зовут в дорогу

Далее

Дыра в космическом "Союзе"

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru