Здесь душа устремляется ввысь

Храмы Русского Севера удивляют неземной красотой

456546

— Смотрите — радуга! Мы подняли головы: в ясном небе над Кемью простерлось красивейшее зрелище. Я тут же вспомнил напутствие перед дорогой настоятеля Успенского собора: «Держите путь прямо на радугу». И действительно — курс на радугу привел нас к намеченной цели.

По пути в Кемь мы уже побывали в нескольких храмах Русского Севера. В Красавино Вологодской области, где живут родители спасшего мир от ядерной катастрофы Героя России матроса Сергея Преминина, рядом с памятником подводнику-североморцу на возвышенности в Ленинском сквере, находится храм во имя равноапостольного князя Владимира. Как рассказал настоятель храма отец Михаил, в лихие 30-е годы прошлого столетия город лишился владимирской церкви: она была разрушена, и из ее кирпичей соорудили Дом культуры. Восстановление храма стало возможным только спустя почти столетие. В этом храме мы присутствовали на молебне обо всех погибших в море…

И если храм в Красавино для Русского Севера — сооружение новое, то церкви и соборы в старинном городе Каргополе довольно старые. В 1765 году в Каргополе случился пожар, уничтоживший практически весь город. После этого Каргополь был перепланирован, и под торговую площадь было отведено пространство возле двух построенных до пожара церквей. Возведенные позже церковь и колокольня завершили один из самых интересных северных русских архитектурных ансамблей. Самое старое здание в нем и одно из самых старых на Русском Севере — пятиглавый Христовоздвиженский собор (1552–1562 г.г.) Двухъярусная соборная колокольня была построена в 1772–1778 годах на месте сгоревшей при пожаре деревянной. В нижней ее части имеются проездные ворота. А крест ориентирован под углом к сторонам света.

Традиционное объяснение такого необычного расположения креста — с юго-запада на северо-восток — состоит в том, что Каргополь был одним из первых городов, застроенных согласно указу Екатерины по плану с прямоугольной сеткой улиц. Более того, саму Екатерину ожидали в Каргополе. Поэтому колокольню построили на главной улице (идущей параллельно Онеге) в створе перпендикулярной ей другой улице. Крест получился ориентирован по реке — именно таким странным образом. На площади расположены еще две церкви. В церкви Иоанна Крестителя, построенной в 1740–1752 годах на месте деревянной приходской церкви, мы присутствовали на службе. Самая высокая в городе, подчеркнуто строгая по форме, эта церковь с куполами в стиле барокко высится над окружающей местностью с тремя ярусами окон. Нижние — со скруглёнными полуциркульными сводами, верхние — восьмиугольные. На четырёхскатной крыше — большие, широко расставленные каменные барабаны с барочным пятиглавием: над приземистыми нижними куполами — ещё по малой маковке, отчего создаётся впечатление нарядности, как в деревянном зодчестве. Большая алтарная пристройка затейливо крыта тремя килевидными кровельками, и над каждой — по маковке. С запада примыкает к церкви невысокая паперть с двухскатной кровлей, с северной стороны — крытое крыльцо. Хотя здание находится в хорошем состоянии, иконостас пока достаточно беден. Настоятель прихода рассказал, что приходом создана и опекается молитвенная комната в Няндомском специнтернате для малолетних правонарушителей. Также создана и опекается молитвенная комната в Каргопольском доме престарелых и инвалидов. При храме работает воскресная школа для детей.

Подарив храму икону «Святых преподобных старцев Печерских» и получив благословение, мы отправились в древний северный город Кемь, который и встретил нас божественной радугой.

По поводу радуги настоятель монастырского храма в честь Новомученников и Исповедников Российских, который располагается в полуподвальном помещении пока еще не восстановленного Благовещенского собора, пояснил, что подобное здесь не такое уж и редкое явление: «Как-то на Пасху, около половины двенадцатого ночи, Успенский храм засветился розовым светом, и от него пошла радуга в сторону Соловков. И это было не первый раз. А иногда появляется радуга как бы перевернутая…»

Монастырь во имя святых Новомучеников и Исповедников Российских создан решением Священного Синода в 2000 г. на месте полуразрушенного Благовещенского собора. Выбор именно этого северного города и этого храма для основания первой в России обители в память новомучеников не случаен.

Именно в Кеми располагалось «управление северных лагерей особого назначения», знаменитый СЛОН, через кровавую машину которого прошли десятки тысяч русских людей, в том числе епископы, священники и монахи. Сюда, в Кемь, бывшее древнее владение Соловецкого монастыря, подаренное обители знаменитой Марфой Посадницей ещё в XV веке, стекались этапы со всей России. Здесь, в Благовещенском соборе, могли помолиться православные перед отправкой в Соловецкий лагерь. Трудно даже представить себе, сколько молитв возносилось в этом храме, помнят его стены и двух великих «архиепископов соловецких», как почтительно называли священномучеников Иллариона (Троицкого) и Петра (Зверева).

В 1934 году управленцы Кемлага закрыли Благовещенский собор, вмещавший когда-то до 3 тысяч богомольцев, и превратили его большое полуподвальное помещение в скад и место расстрелов. И поныне растерзанный старинный собор выглядит незаживающей раной. В 1991 году после долгих мытарств и многих обращений в различные инстанции, вплоть до I съезда народных депутатов СССР, церковная община города Кеми получила, наконец, храм в наследство. К тому времени собор был превращен в городскую свалку. Начинать пришлось с расчистки подвала, где накопился полуметровый пласт грязи.

Сегодня только сколоченный из досок высокий забор, опоясавший отведенную храму территорию, вносит в картину полной разрухи некий свежий смысл, заставляющий человека внимательнее вглядеться в пустующее здание. Старые, потемневшие от времени высокие двери. Глухой пустотой веет от чернеющих окон. И только сбоку, внизу, вдруг замечаешь прилепившееся небольшое строение с широкой резной дверью крестом наверху. Это вход в обширный полуподвал каменного собора, разделенный на три широких нефа. Массивные подвальные своды, нависшие над головой, словно возвращают в катакомбные времена зарождающегося христианства…

Удивительный это храм. Здесь душа устремляется ввысь, и ты, как нигде, чувствуешь близость Господа.

По словам настоятеля монастыря иеромонаха Александра, чувствуется духовная связь Успенского собора с Соловецким островом, преподобными Зосимой, Савватием и Германом. «Не знаю, как бы жили, если бы они нас не поддерживали. Эта связь укрепляет нас…».

Но о Соловках, Соловецком монастыре, где надо побывать хоть раз в жизни, наш следующий рассказ.

Валерий ГРОМАК

cпецкор «НВ»

КРАСАВИНО — КАРГОПОЛЬ — КЕМЬ

Ранее

Приз – Лене Голубкову

Далее

Научите меня жить

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru