Правительственные источники сообщают о намерении Российской Федерации выйти из состава Европейского суда по правам человека.
Заявления российских чиновников о неправомерных решениях в делах, касающихся России, звучат уже давно. ЕСПЧ не учитывает особенности законодательства РФ, принимая постановления, которые ему противоречат. Двойные стандарты европейского судопроизводства стали причиной заявлений о прекращении сотрудничества, а главное – отказ от ратифицированной Конвенции о правах человека.
В чем истинные причины?
Многие называют эти заявления политическим, связывая их с резонансными делами российских бизнесменов. Что же на самом деле стало причиной столь неоднозначного решения?
Главная причина возможного расторжения отношений – недоверие судьям ЕСПЧ, которые с 2015 года выбираются без участия парламентариев Российской Федерации. В 2014 году из-за аннексии Крыма российских парламентариев лишили права голосовать в ПАСЕ. В 2015 году Россия вовсе отозвала своих делегатов из Совета Европы и больше не принимает участие в голосованиях. Выбор главы и судейского состава происходит без участия делегатов РФ.
Российские дипломаты неоднократно обвиняли ЕП в двойных стандартах и преднамеренно неправомерных постановлениях, касающихся России. Возникает логичный вопрос: «Можно ли считать правомерными решения судей, выбор которых не считается легитимным»? Среди 20 судей Европейского суда нет ни одного, которого бы выбирали с участием парламентариев РФ.
Что ждать россиянам?
Выход из ЕСПЧ означает денонсирование Международной конвенции по правам человека. Это приведет к значительному сокращению нормативно-правовой базы в сфере защиты прав и свобод человека. Также неизвестна судьба множества важнейших правозащитных законов, которые разрабатывались и внедрялись для исполнения постановлений Европейского суда. В современном мире это огромный шаг назад в правовом развитии государства.
Выход России из ЕСПЧ автоматически означает прекращение рассмотрений дел российских граждан, которые ищут защиты в Европейском суде. Поданные до прекращения сотрудничества дела рассмотрят, но решения по ним не будут иметь юридической силы в РФ. Национальные суды не всегда выносят правомерные решения. Россияне больше не смогут подавать иски в ЕС, что значительно сужает их право на защиту.