Эксперт назвал коренную причину конфликта
Следственный комитет Кабардино-Балкарии начал проверку в связи с конфликтом в селе Кенделен, разгоревшемся 18-19 сентября из-за празднования 310-й годовщины Канжальской битвы. В результате столкновений кабардинцев с балкарцами были задержаны около 40 человек, не меньше 9 – ранены. Беспорядки перекинулись в Нальчик и Баксан. Мы выяснили, почему события давно минувших лет до сих пор будоражат республику.
В Кенделене проживают балкарцы. Они не пустили на свою территорию кабардинцев, которых хотели на лошадях совершить восхождение на вершину горы Канжаль. Протестующие заявили, что никакой битвы не было, а целью праздничной колонны на самом деле является попытка «застолбить за собой» гору.
Противостояние очень быстро распространилось на города Баксан и Нальчик, в котором кабардинцев поддержали адыги. Чтобы урегулировать конфликт, Нацгвардия применила спецсредства, стреляла в воздух. В результате были задержаны около 40 человек. Пострадавшими в ходе беспорядков числятся не меньше 9 человек, в том числе 2 силовика. Местные жители кидали в гвардейцев камни и дымовые шашки.
Тем не менее, колонна празднующих все-таки поднялась на гору, но в обход взбунтовавшегося населенного пункта. Утро 20 сентября в регионе выдалось спокойным. Вместе с тем в Кенделене оставили усиленные патрули полиции, а в Кабардино-Балкарию стянули спецназ из соседних республик. Общественные организации республики, местные спортсмены и музыканты осудили разжигание конфликта. Большинство местных комментаторов в соцсетях тоже призывают к миру…
Канжальская битва произошла в 1708 году: с одной стороны выступила армия Кабардинского княжества, а с другой объединенные силы Крымского ханства и Османской империи. Кабардинцы выиграли сражение. Впрочем, масштаб битвы многими исследователями ставится под сомнение. Первое научное исследование, посвященное ей, появилось только в 1986 году. В период развала СССР в стране начал расцветать национализм – и каждая нация стремилась найти в своей истории что-то особенное.
Выяснения отношений из-за памятных мероприятий в честь этой битвы в Кабардино-Балкарии происходят периодически. Например, в 2008 году жители Кенделен тоже не хотели пропускать людей на гору, но тогда конфликт предотвратили при помощи переговоров, а не оружия. Почему Канжальская битва так будоражит людей, «МК» выяснил у Константина Казенина, старшего научного сотрудника РАНХиГС и Института Гайдара:
– Ряд историков Северного Кавказа, в том числе очень авторитетных в черкесской среде, считают, что Канжальская битва имела огромное значение в истории не только Северного Кавказа, но и России. Один автор даже называл ее “матерью Полтавской победы”, имея в виду, что если бы не поражение при Канжале, крымский хан имел бы возможность помочь шведскому королю в Северной войне. Но многие историки рассматривают это сражение как локальный эпизод, рядовое столкновение местных жителей со сборщиками дани для хана. Как бы то ни было, эта полемика довольно давно вышла за рамки академических аудиторий, ее активно подхватили общественные организации этнического толка.
Почему возникли сегодняшние осложнения? Пока с мест приходят довольно противоречивые данные, и сложно сказать, кто несет ответственность за обострение обстановки. Но одна проблема очевидна: региональные власти должны системнее работать с людьми, имеющими реальный авторитет среди той части молодежи, которая восприимчива к этническим лозунгам. Это не всегда удобные для власти люди, но взаимодействовать с ними и делать так, чтобы они брали на себя часть ответственности за происходящее среди молодежи – необходимо.
Но и «пороховой бочкой» республику назвать нельзя. У этих народов очень большой опыт совместного проживания, особенно в городах. Число межнациональных браков, пусть не быстро, но растет. Для молодежи, ориентированной, в первую очередь, на религию – а ее доля в республике хотя и сократилась в последние годы, но велика – этнические лозунги не могут представлять интереса. Но определенные темы, потенциально болезненные для сферы межэтнических отношений, есть как почти в любом регионе. Вопрос в том, чтобы власти с ними профессионально работали.
По материалам: “Московский комсомолец”