Его компаниям предложили антисанкционные преференции
Минпромторг предлагает дать «Русским машинам» и группе ГАЗ Олега Дерипаски преференции при участии в госзакупках для поддержки во время санкций. Две заявки санкционных компаний автоматически приведут к отклонению остальных участников госзаказа продукции сельхозмашиностроения, спецтехники и автобусов. ФАС уже усмотрела в этом риск монополизации рынка. При этом источники “Ъ” называют это предложение символическим жестом в адрес господина Дерипаски.
Минпромторг предложил дать преимущества при участии в региональных и муниципальных госзакупках холдингу «Русские машины» и группе ГАЗ Олега Дерипаски. Документ разработан во исполнение общего поручения вице-премьера Дмитрия Козака и опубликован на regulation.gov.ru.
Речь идет о введении ограничений при закупках продукции сельхозмашиностроения, строительно-дорожной и спецтехники, а также автобусов. Предполагается, что заказчик должен отклонить все заявки от компаний, не вошедших в перечень производителей под санкциями, если на участие в закупке подано не менее двух заявок от компаний из списка. Ограничений по цене товара нет. Сейчас в перечне структуры «Русских машин» и группы ГАЗ, в частности, «РМ-Терекс» (СП «Русских машин» Олега Дерипаски с американской Terex), ГАЗ, лидеры рынка автобусов ПАЗ и ЛиАЗ, КАВЗ, автозавод «Урал».
По данным федеральной электронной площадки РТС-тендер, за восемь месяцев на закупках регионального и муниципального уровня было куплено 827 автобусов с суммарной начальной ценой 6,7 млрд руб. Общая стоимость закупок тракторов оценивается примерно в 40 млн руб., погрузчиков — 23,5 млн руб., автогрейдеров — 250 тыс. руб., пожарных автомобилей — 230 тыс. руб. В «Росспецмаше» говорят, что в сегменте коммунальной техники на госзакупки приходится не менее 80% от общего объема продаж. Поддержка отдельных производителей несет риск монополизации рынка, роста цен на спецтехнику и снижения объемов производства, добавляет глава ассоциации Алла Елизарова.
В ФАС “Ъ” сказали, что не поддерживают текущую версию документа. По словам главы управления контроля размещения госзаказа службы Артема Лобова, в таком виде предложение несет риски монополизации рынков и закрытия других производств в стране, а также полного отказа инвесторов от открытия новых производственных площадок в РФ. Меры поддержки отечественных машиностроителей не должны носить запретительный характер для других производителей, говорит он. В ФАС прорабатывают альтернативные механизмы поддержки производителей, в отношении которых введены санкции,— предложения будут направлены в Минпромторг. В Минпромторге, в свою очередь, говорят, что предложения направлены на поддержание объема производства компаний под санкциями на прежнем уровне и доля остальных автопроизводителей на российском рынке снижаться не будет.
Собеседник “Ъ” на авторынке говорит, что, хотя идея Минпромторга и создает определенный перекос в конкуренции, это скорее «комплиментарный жест» в сторону Олега Дерипаски: требования к продукции при госзакупках формулируются под конкретного производителя, что изначально ограничивает круг претендентов.
Кроме того, по его словам, условие участия в закупке двух компаний из перечня сводит преференции практически к нулю. Так, например, аналоги продукции НефАЗа (входит в КамАЗ) из компаний в перечне производит только ЛиАЗ, полноприводные машины — только «Урал», «Газели» — только автозавод ГАЗ. Некоторые преимущества, по его словам, создаются в основном в части строительно-дорожной и спецтехники, а также машин скорой помощи и школьных автобусов, где возможна конкуренция с Ford Sollers. Другой собеседник “Ъ” отмечает, что в итоговом варианте документа может появиться оговорка, связанная с ценовой политикой.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что региональные и муниципальные закупки должны быть ориентированы на российских производителей, а проблемы отрасли и отдельных игроков должны решаться в рамках системных мер.
Ольга Никитина
По материалам: “Коммерсантъ”