Генералы нефтехимии, короли недвижимости и команда Метшина
«БИЗНЕС Online» представляет первый рейтинг самых влиятельных персон нефтехимической столицы Татарстана.
«БИЗНЕС Online» впервые публикует рейтинг влиятельных жителей Нижнекамска. В наш топ-50, составленный при помощи экспертов, вошли промышленники, владельцы бизнесов различного масштаба, чиновники и силовики. Несмотря на то что Нижнекамск является лишь третьим по величине городом, портрет его элиты оказался очень разнообразным, в него вошли как люди, известные всему Татарстану, так и те, чье влияние и известность локализованы в столице нефтехимии.
Кажущаяся простота
«БИЗНЕС Online» впервые публикует рейтинг влиятельных персон Нижнекамска — третьего по величине города республики. Рейтинги влиятельности ключевых фигур «БИЗНЕС Online» составляет на регулярной основе — в оборонной отрасли, финансах, строительстве, спорте, культуре… И конечно же, наш ключевой рейтинг — ежеквартальный топ-100 деловой элиты Татарстана. С прошлого года мы публикуем топ-50 влиятельной элиты Набережных Челнов. На этот раз мы впервые составили с помощью экспертов топ-50 влиятельных персон Нижнекамска. Задача оказалась довольно сложной, поскольку в этом третьем по величине городе Татарстана и столице нефтехимии переплетены интересы самых разных групп и структур как республиканского, так и городского уровня. И при всей кажущейся простоте деловая жизнь в Нижнекамске отнюдь не делится на «город» и «нефтянку».
Мажущаяся простота
Первым из пяти десятков влиятельных нижнекамцев по версии «БИЗНЕС Online» стал мэр города, он же глава Нижнекамского муниципального района Айдар Метшин. Отметим, что градоначальник не всегда априори лидер рейтинга. Например, в соседних Челнах мэра Наиля Магдеева опережает гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. В Нижнекамске же иная ситуация. Метшин — уроженец столицы нефтехимии, он стоит у руля города уже целых 10 лет. Да и тот факт, что мэр — член одной из самых влиятельных семей Татарстана, имеет немаловажное значение.
Все эксперты «БИЗНЕС Online» согласились с лидерством Метшина. Это он, по их мнению, в конечном итоге принимает то или иное решение. Другое дело, что кто-то из окружения Айдара Раисовича может повлиять на это напрямую или косвенно, но последнее слово остается всегда за мэром.
Последние два года существенно прибавили ему очков: здесь и получение статуса ТОСЭРа, и обновление города — реконструкция парков, ремонт больниц. Да, многое делается на средства республиканского бюджета, но это отражает лоббистский ресурс мэра. Однако наши эксперты считают, что Нижнекамск по целому ряду направлений получает финансирование по остаточному принципу, хотя вкладывает в ВВП Татарстана более 20%.
В республиканской повестке Нижнекамск зачастую светится в негативном ключе, когда в городе что-то случается — криминал, аварии на предприятиях или бесконечные жалобы горожан на неприятные запахи с промзоны и плохие дороги. Прошедшие 12 месяцев Нижнекамск трясло немало — самоубийство Ильназа Пиркина и последовавшие за ним отставки в местном УВД, резонансное убийство на лыжне Гульшат Котенковой и новая волна отставок. Этот фактор также указывает на то, что Метшин работает на крайне непростом месте.
Отмечают эксперты и то, что Айдар Раисович остается заложником положения, при котором ТАИФ и «Татнефть» рассматривают Нижнекамск только в качестве промышленной площадки. Отчасти проиллюстрировать этот факт может и сравнительно скромно проведенный юбилей одного из старейших предприятий города химиков — «Нижнекамскнефтехима» (ОАО «ТАИФ»). По сравнению с рядовым альметьевским Днем нефтяника юбилей НКНХ, совмещенный с Днем города, смотрелся в разы скромнее.
Генералы и не только
Первенство Метшина обусловлено еще и тем, что мы намеренно исключили из рейтинга влиятельных персон Нижнекамска — гендиректора ПАО «Татнефть» Наиля Маганова и гендиректора ОАО «ТАИФ» Альберта Шигабутдинова. Безусловно, одни из самых могущественных людей республики не могут не влиять на положение дел в центре промышленного узла Татарстана, но ни тот ни другой не живут в Нижнекамске. По этой логике Маганов и Шигабутдинов должны были бы возглавлять рейтинги многих других городов и районов республики. Несмотря на то что не все респонденты согласились с этим, мы все же решили следовать своей логике.
Среди директоров нижнекамских заводов первым следует гендиректор ПАО «Нижнекамскнефтехим» Азат Бикмурзин (2). Его позиция в рейтинге определяется скорее его должностью, чем личными заслугами — все-таки директор исторически главного градообразующего предприятия. Его хорошо знают в городе, Бикмурзина часто видно на городских мероприятиях и совещаниях в исполкоме. Но, несмотря на авторитет, решения гендиректор НКНХ не принимает без совещания с руководством головной компании в Казани.
Также среди «химиков» стоит упомянуть гендиректора нефтеперерабатывающего комплекса «Татнефти» в Нижнекамске — АО «ТАНЕКО» — Леонида Алехина (4). Его в городе видно и слышно намного реже. Но сам современный комплекс, который не перестают посещать различные делегации, имеет стратегическое значение для Татарстана. Стоит ли говорить о его роли для Нижнекамска? Тем более эксперты отличают вклад компании в благоустройство города. Вероятно, как только комплекс начнет выпускать автобензин, который в республике ждут с 2016 года, позиции Алехина укрепятся.
Еще один генерал нефтехимии — гендиректор АО «ТАИФ-НК» Рушан Шамгунов (3). Отметим, что он владеет четвертью акций крупной компании, занимающейся оптовой торговлей энергии, ООО «ПЭСТ». Шамгунов — личность, безусловно, влиятельная, но крайне непубличная, как и сама компания. Вообще, эксперты отмечают, что ТАИФ-НК, хотя и находится на нижнекамской земле, в делах города практически никак не участвует. Хотелось бы большего — сквозит в ответах респондентов.
Среди промышленников выделяется фигура Гюзель Хабутдиновой (5), которая руководит УК «Татнефть-Нефтехим» — структурой, объединяющей шинный бизнес «Татнефти». В ведении Хабутдиновой — несколько крупнейших шинных заводов, всего же порядка 11 компаний, среди которых ООО «Торговый Дом „Кама“». Хабутдинова год назад сменила заслуженного, но несколько отставшего от веяний времени Анвара Вахитова и, несмотря на приставку и. о, смело может называться главным шинником.
Далее следует крупный бизнес — это Сергей Донгузов (6), который контролирует ООО «Камский завод полимерных материалов», «Татлесстрой», «Преттль-НК» и ряд других крупных компаний. Влияние бизнесмена подкрепляется как деньгами, так и связями — эксперты отмечают его хорошие отношения с мэром. В целом Донгузов создает позитивный образ общительного разностороннего человека. Кстати, некоторые респонденты отдавали ему вторую позицию после мэра. Интересный момент — наблюдается четкое разделение мнений экспертов: одни ставят директоров нефтехимии в начало рейтинга, другие — чуть ли не в самый конец. Аргумент первых: градообразующее предприятие не может не влиять на город. Аргумент представителей противоположного мнения: заводам Нижнекамск как город не очень интересен. Социальную ответственность промышленники несут скорее ради приличий, чем от большого желания, постепенно освобождаются от непрофильных объектов в городе. Последним таким стал Дом народного творчества, который перешел с баланса НКНХ в руки муниципалитета.
Нижнекамский строительный магнат, Валерий Самилов (7), не мог не оказаться в первой десятке. По некоторым оценкам, ему принадлежит львиная доля свободной нижнекамской земли. Впрочем, в последние годы лендлорд сдает позиции и уходит в тень, развивая выкупленный им завод им. Карпова в Менделеевске. Строить частное жилье в Нижнекамске сейчас идея бесперспективная — рынок порушен большими объемами соципотеки, а промышленные подряды нефтяники и нефтехимики прибрали к своим рукам.
Сыновья Шигабутдинова, молодой чиновник и скрытный бизнесмен
Далее, как ни покажется странным, следует Владимир Бусыгин (8) — экс-гендиректор НКНХ. Постепенно уходя с позиций в компании, 68-летний титан нефтехимии в итоге покинул и Нижнекамск, перебравшись к семье, в Швейцарию, однако он все еще сохраняет заметное влияние в городе. Стоит учесть, что у Бусыгина остались доли в успешных компаниях, таких как «Ай-Пласт» и ООО «КарбоКам». Посмотрим, сохранит ли он позиции в следующем рейтинге.
Упоминают опрошенные эксперты и Александра Бабынина (9), экс-директора ТАИФ-НК, а сейчас руководителя крупного «Оргнефтехим-холдинга», объединяющего 11 компаний. Несмотря на то что он не живет в Нижнекамске, мы все же включили его в список.
Есть в нашем рейтинге и Шигабутдиновы-младшие. Руслан Шигабутдинов (10) — председатель совета директоров НКНХ, а Тимур Шигабутдинов (11) — коммерческий директор комбината. Молодые люди попали в рейтинг скорее авансом — все-таки именитая фамилия и занимают не последние посты в Нижнекамске, хотя фактически они больше времени проводят в Казани.
В ряды промышленников и бизнесменов, по мнению экспертов, врывается молодой чиновник исполкома Радмир Беляев (12) — заместитель руководителя исполкома района, который курирует вопросы привлечения инвесторов и развития ТОСЭРа. Молодой, амбициозный и талантливый специалист — так Беляева характеризуют эксперты. Появление новых резидентов, частые упоминания в СМИ — все это играет на руку чиновнику. Само появление молодого специалиста в Нижнекамске называют удачей — напомним, что его переманили из соседних Челнов. Интересно, что, судя по всему, Беляев не упускает возможности уколоть исполком родных Челнов, переманивая инвесторов, например, китайскую компанию «Камасталь», которая повела за собой других гостей из Поднебесной с деньгами.
Фигура нижнекамского предпринимателя Рафиса Мустафина (13), гендиректора ООО «РаМус» (владельца большинства торговых центров в городе), — одна из самых интересных. 66-летний предприниматель — человек крайне непубличный. При этом Мустафин оказывает ключевое влияние на сферу торговли в Нижнекамске. Новый виток карьеры развития бизнеса уже немолодого человека начался со строительства ТРЦ размером с казанскую «Мегу». Проект вызвал у опрошенных экспертов массу вопросов, однако за спиной Мустафина поддержка исполкома, который ставит перед собой амбициозную задачу — сделать Нижнекамск торговой столицей Закамья.
Брат главы района, Айрат Метшин (14), тоже не мог не попасть в список влиятельных персон Нижнекамска. Ему принадлежит 15,6% в ООО «Нижнекамская нефтебаза», а ключевым бенефициаром является Гульнара Метшина. Среди заслуг брата мэра не только родственные узы, отмечают, что Айрат Метшин — профессионал своего дела. В публичном поле он засветился в 2013 году — в качестве победителя чемпионата мира по нардам в Монте-Карло.
Еще один предприниматель, состоявшийся, как и Мустафин, в 90-е годы, — это владелец сети небольших магазинов формата «у дома» «Фактория» Роман Шапорев (15). Его влияние определяется размахом сети и устоявшимся положением. Положение настолько крепко, что в некоторых вопросах на него не могут повлиять даже городские власти. Например, магазин часто штрафуют надзорные органы за торговлю алкоголем в ночное время. В ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» мэр Нижнекамска Айдар Метшин отмечал, что бизнесмен не однажды получал предупреждения. «Я Роману [Шапореву] один раз сказал, второй раз передал: „Если сами не наведете порядок, то мы включим ресурс“. Но мы победим. Даю слово», — пригрозил мэр. Впрочем, формат магазинов родом из 90-х постепенно теряет свою актуальность.
Отметим еще одного предпринимателя, владельца первого в городе ТЦ, а также ряда ключевых торговых площадей, — Алексея Асанова (16). Бизнесмен старательно избегает публичности. Некогда был депутатом, однако сейчас отошел в тень, вероятно, следуя принципу «деньги любят тишину».
Средний бизнес и село
Отдельно отметим предпринимателя Булата Мотигуллина (19). Он не самый состоятельный предприниматель Нижнекамска, однако фигура очень примечательная. Оказавшись в инвалидной коляске после покушения самарской ОПГ, Мотигуллин смог продолжить вести бизнес и занимать новые ниши. Сейчас предприниматель успешно развивает производство бетона, а недавно открыл первый в городе частный промпарк, который уже облюбовали инвесторы из Китая.
Замыкает двадцатку советник мэра по развитию предпринимательства Максим Сперанский (20), он же директор по развитию ООО «Синтекс-2». Он имеет в Нижнекамске устойчивую репутацию серого кардинала, лоббиста, друга мэра. В бизнес-кругах ходит байка о том, что, если хочешь решить какой-то вопрос с мэром города, нужно для начала отрегулировать его со Сперанским.
Плавно передвигаясь в район, обозначим влиятельных лиц от сельского хозяйства. Безусловно, это владелец агрофирмы «Тубян Кама» Хамза Мухаметшин (22) и глава крестьянского хозяйства «Земляки» Владимир Аппаков (23). Несколько неожиданным в нашем рейтинге является присутствие мэра Елабуги Геннадия Емельянова (24). Он выходец из Нижнекамска, и старт его карьеры произошел здесь. Недоброжелатели регулярно притыкают его тем, что и дом у него тоже тут. Правда в том, что и по сей день Емельянов и члены его семьи имеют обширные бизнес-интересы в районе и контролируют ряд хозяйств.
Продолжая говорить о районе, отвлечемся на Камские Поляны. О влиянии главы поселка Александра Павлова (25) судить довольно сложно. Безусловно, оно есть в границах населенного пункта, отмечают эксперты и родственные связи чиновника. Впрочем, положение его пошатнулось — здесь и уголовное дело в отношении родного брата, и в целом негатив, опубликованный в ряде республиканских СМИ.
Чиновники и силовики
В нашем рейтинге присутствуют и архитекторы города — бывший начальник управления архитектуры и градостроительства, а ныне советник главы 67-летний Фирдавис Ханов. Чиновник, стоявший у истоков города, не может не иметь влияния. Ханова в городе знают и уважают. Интересно, что судебный процесс по уголовному делу в отношении него мало пошатнул позиции чиновника, как и его, вероятно, преемника — молодого главного архитектора Эмиля Сиразетдинова. К слову, 31-летний чиновник уже успел получить судимость за взятку в виде телевизора, однако по-прежнему курирует в городе важную отрасль. Чего стоят только похвалы Наталии Фишман, которая на них не скупится во время визитов в Нижнекамск.
Парадокс, но наши эксперты отмечают, что среди местных депутатов влиятельных людей мало. Поэтому народных избранников легче оценивать не по степени влияния, а по яркости и активности. Таким в свое время был коммунист Николай Максимов (34). Уголовное дело вытеснило его не только из рядов депутатов горсовета, но и из числа влиятельных людей города. Впрочем, коммунист не сдается и продолжает пользоваться симпатиями людей, собирая митинги против пенсионной реформы. Отметим и депутата Василия Филиппова (33), по совместительству директора департамента ЖКХ Елабужского района. Он один из немногих, кто на заседаниях горсовета зачастую выступает в оппозиции к большинству. Василий Шуйский (35), экс-депутат, советник генерального директора ПАО «Нижнекамскнефтехим» по социальным вопросам, тоже известный в городе человек. Уйдя с позиции народного избранника, как поговаривают, из-за нежелания светить доходы, он все же не потерял значимости.
Не на самых высоких позициях в рейтинге находится заместитель мэра Эльвира Долотказина(36), работавшая при трех предыдущих главах района. Долотказина известна своей социальной деятельностью — активно продвигает конкурсы для женщин, а также занимается проработкой вопроса о женских профессиях в городе химиков.
Силовиков в рейтинге влияния наши эксперты упоминают в последнюю очередь. Однако здесь непростая ситуация. Казалось бы, начальники ведомств и должны занимать высокие строчки, но это не всегда так. Скоро год, как УВД Нижнекамска возглавил Владимир Ветлугин (41). После трагического случая с Пиркиным место начальника пустовало почти месяц, бывшего руководителя Роберта Хуснутдинова отстранили от должности. Ветлугин для Нижнекамска — свой человек: здесь он начинал службу в полиции, здесь же проработал до 2016 года. После года службы в Бавлах начальником УВД полковник вернулся в город химиков. Впрочем, эксперты считают более влиятельным не самого Ветлугина, а его покровителя — Айрата Садыкова (40), бывшего начальника УВД в Нижнекамске, а ныне — руководителя службы безопасности на НКНХ. Эксперты отмечают, что Садыков пользуется авторитетом не только в городе, поговаривают о его высоких связях в Казани.
Главный судья Нижнекамска Газиз Гисметдинов (42) — человек, безусловно, влиятельный, но не рассматривающий Нижнекамск местом карьерного роста. Это доказали недавние события: Гисметдинов метит на председательство в Вахитовском суде Казани.
Замыкают рейтинг религиозные деятели, а также люди культуры, искусства и спорта. Салиха хазрата Ибрагимова (44), имам-мухтасиба Нижнекамского района, вполне можно назвать влиятельным человеком. Айдар Метшин известен своим вниманием к жизни мусульманской общины города, его нередко видят в мечети, впрочем, как и на трибунах Ледового дворца. Поэтому в рейтинг попадает и Раил Якупов (45), директор ХК «Нефтехимик».
В наш топ-50 вошли и руководители двух нижнекамских вузов. Дмитрий Земский (46) стал директором Нижнекамского химико-технологического института около года назад. Пока не успел себя проявить, мало известен в городе. По крайней мере до уровня прежних руководителей ему пока далеко. Однако сама роль главного поставщика кадров на промышленные предприятия очень важна. Ильсоя Мезикова(47) руководит нижнекамским филиалом Казанского инновационного университета. Активная общественница, яркий депутат и бывшая классная руководительница Ильсура Метшина.
В сфере культуры можно отметить народного артиста РТ и заслуженного деятеля искусств РТ Рустяма Галиева (50) — директора татарского драматического театра, Зинаиду Плетневу (48) — руководителя оркестра народных инструментов, Наиля Мусифуллина (49) — худрука известного в городе ансамбля танцев «Нардуган».
Безусловно, мы не рассматриваем наш топ-50 как истину в последней инстанции. В связи с этим редакция хотела бы пригласить читателей «БИЗНЕС Online» к обсуждению рейтинга, предложить свои персоналии и дать оценку положению тех или иных участников. Эти мнения будут учтены нами при составлении следующего топ-50 элиты Нижнекамска.
Регина Макасина, Ринат Билалов
По материалам: “Бизнес Online”