Home / Экономика / Госинвестиции в бетон утрачивают вес

Госинвестиции в бетон утрачивают вес

Федеральная адресная инвестпрограмма сокращается

Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) с 2019 года начнет сокращаться — на 2019 и 2020 годы ей в федеральном бюджете установлен потолок в 707 млрд руб., в 2021-м она снизится до 588 млрд руб. Государственные инвестиции, в основном в недвижимость, за три года должны сократиться до 2,9% расходов федерального бюджета — после серии крупнейших госстроек ФАИП сокращается до уровня 2009–2010 года, причем быстрее, чем доля госрасходов в ВВП.

В пакете бюджетных законопроектов Минэкономики приводит документы, касающиеся программы основного потока прямых государственных инвестиций на 2019–2021 годы — ФАИП. В течение многих лет программа была одним из основных каналов государственных инвестиций в объекты капитального строительства, достигая почти 1 трлн руб. в год. В последнее десятилетие пиковых значений ФАИП достигала в 2012 и 2015 годах, когда расходы по ней составляли 900 и 920 млрд руб.— в последнем случае масштаб был связан со строительством Крымского моста. В бюджете на 2018–2020 годы на следующий год предполагалось инвестирование в рамках ФАИП 739 млрд руб. Ожидалось, что госинвестиции в рамках программы будут на 2019 год пересмотрены в рамках увеличения — за счет переходящих с 2017 года остатков расходов по ней. Напомним, за год бюджетное финансирование федеральных расходов в бюджете из-за роста ненефтегазовых доходов увеличилось (в сравнении с прошлой версией годового бюджета) на 10%, та же картина — по 2020 год; на 2021 год в сопоставлении с 2020-м федеральные расходы вырастут примерно на 5% (в номинале). В любом случае, даже с учетом ограничений «бюджетного правила» возможности Белого дома увеличивать финансирование строительства через ФАИП за год достаточно очевидно выросли.

Тем не менее в финальной версии программа в бюджетных проектировках сокращается не только в реальном выражении (что для значительной части статей госрасходов в бюджетной «трехлетке» нормально), но и номинально, и к предыдущему году. На 2019 год сумма расходов по ФАИП составит 706,5 млрд руб. (снижение к планам 2017 года на 4%), на 2020 год — 706,6 млрд руб., что на практике означает снижение реального финансирования капитальных строек за счет федерального бюджета примерно на размер инфляции (следует учитывать, что масштабы инфляции на строительном рынке отличаются от потребительского). Сумма, согласованная Минфином по ФАИП в 2021 году — 588 млрд руб., что соответствует номинальному сокращению расходов на программу на 17% и реальному сокращению ее не менее чем на пятую часть. В справке Минэкономики дается оценка расходов ФАИП как доли во всех федеральных расходах: 3,9% — в 2019 году, 2,9% — в 2021-м; госинвестиции этого вида как доля ВВП падают сильно быстрее, чем расходы бюджетной системы в целом.

В проект нового бюджета Минфин вписал сокращение финансирования капитальных строек за счет государства

Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ

Сокращение капитальных строек за счет бюджета выглядит как «невидимая» часть бюджетной консолидации Минфина — она не слишком заметна в масштабах всей бюджетной конструкции, но крайне чувствительна для бюджетных лоббистов, в том числе региональных, которые традиционно концентрировали свои усилия именно вокруг расходов ФАИП (в последние годы, впрочем, госзакупки опередили их по степени интереса). Сокращение ФАИП производится довольно равномерно по всем ее направлениям. Так, капстроительство в пользу гособоронзаказа в ней снижается со 105 млрд руб. в 2019 году до 92,7 млрд руб. в 2020-м и 88,9 млрд руб. в 2021-м, очевидный рост в статьях расходов программы есть лишь в строительстве научных и образовательных объектов, притом что, например, расходы на дорожное строительство, в том числе в Крыму, ФАИП намерена медленно снижать.

Часть формальных причин происходящего — в завершении в 2020 году 12 федеральных целевых программ (ФЦП), для нужд которых отчасти расходуется ФАИП: в 2019–2020 годах программа обслуживает потребности 18 ФЦП, в 2021-м — всего шести. Исключить дальнейший рост ФАИП нельзя, даже с учетом того, что часть аналогичных расходов возьмут на себя проекты, финансируемые из Фонда развития (см. “Ъ” от 1 октября). Отметим, что полностью о характере расходов ФАИП судить по расчетам Минэкономики сложно — существуют закрытые части программы, расходы и объекты по которой не публикуются, впрочем, прямых свидетельств того, что на секретные объекты на средства федерального бюджета предполагается тратить больше, чем в прошлые годы, нет — напротив, исходя из динамики расходов ФАИП по гособоронзаказу, военная часть этих расходов также будет снижаться. Это, впрочем, не означает истинного сокращения финансирования этих целей — после 2008 года государство охотнее финансирует их через госкорпорации и госкомпании.

Тем не менее происходящее, видимо, является частью новой бюджетной идеологии: Белый дом после десятилетия строительных мегапроектов даже при наличии возможностей не стремится наращивать госинвестиции в стройки, предпочитая им вложения в более короткие проекты и в завершение уже существующих строек на деньги ФАИП, немалая часть которых остается «долгостроями».

Дмитрий Бутрин

По материалам: «Коммерсантъ»


*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия, «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского.

Рейтинг@Mail.ru