Что стоит за пожарами на военных складах Украины
Крупные арсеналы украинской армии горят и взрываются едва ли не каждый год. Подобные происшествия не только наносят ущерб сами по себе, но и становятся удобным прикрытием для хищений боеприпасов.
В ночь на 9 октября жителей Черниговской области разбудили жуткий гул и грохот. В результате возгорания на складе боеприпасов под Ичней начали взрываться запасы снарядов, ракет и других боеприпасов. Это крупнейший на Украине военный склад, а потому произошедшее может дорого обойтись не только экономике, но и обороноспособности страны. За последние три года это уже четвёртый подобный случай. Лайф разобрался, почему Киев не может справиться с пожарами на своих военных объектах, а главное — хочет ли.
Один за одним
Взрывами складов на Украине вряд ли кого-то можно удивить. За последние 15 лет произошло 11 подобных случаев. Во многих из них, к сожалению, погибли люди. Однако не столько частота, сколько масштаб таких происшествий значительно вырос с 2015 года после взрыва арсенала в Сватове Луганской области. Тогда огнем было уничтожено около 3,5 тысячи тонн боеприпасов стрелкового и малого артиллерийского калибра. Жертвами той трагедии стали четыре человека.
Изначально киевские власти обвинили в случившемся ополченцев Донбасса, однако в ходе следствия было установлено, что виной тому стала халатность должностных лиц.
2016 год дал Украине передышку, однако уже в следующем году произошло сразу два крупных происшествия. Первое — в марте рядом с Балаклеей в Харьковской области. Огонь вспыхнул на площадке хранения танковых артиллерийских снарядов калибра 125 и 152 мм. Арсенал площадью 368 га был уничтожен как минимум на треть.
Взрывами в Балаклее было полностью разрушено и повреждено 392 объекта, включая жилые дома. Погиб один человек, четверо пострадали. Виновными в этой трагедии также сначала назвали таинственных диверсантов. Однако позднее к ответственности привлекли 80 сотрудников охраны склада.
А пока шло разбирательство по Балаклее, в сентябре 2017-го вспыхнул 48-й арсенал в Калиновке в Винницкой области, где хранилось 188 тысяч тонн боеприпасов, включая ракеты к системам залпового огня “Смерч”, “Ураган” и “Град”. Взрывы достигали такой мощности, что звуковая волна от разрывов снарядов доходила до самой Винницы, расположенной в 20 километрах от места происшествия.
В результате взрывов получили ущерб или были разрушены около двух тысяч домов и объектов, пострадали два человека. В числе первых версий случившегося — вновь работа диверсантов. Эту же версию высказывал и президент Украины Пётр Порошенко. Однако вскоре был установлен виновник происшествия — майор подразделения охраны склада. За халатное отношение к службе он был оштрафован на 2465 гривен (около шести тысяч рублей. — Прим.ред.).
Очередной взрыв складов в Ичне не стал исключением — Служба безопасности Украины назвала три наиболее вероятные причины возгорания складов: диверсия, халатность и попытка скрыть пропажу вооружений из арсенала.
Киев склоняется к первому варианту, объясняя это тем, что на допросе охрана склада сообщила, будто бы взрывы якобы произошли сначала в трёх хранилищах, а через 20 минут — ещё в нескольких. При этом не уточняется, осуществлён поджог с помощью дронов или неизвестными людьми.
Игра с фактами
В настоящее время из опасной зоны в Ичне эвакуировано около 20 тысяч человек. Территория в радиусе 16 километров от горящего склада оцеплена правоохранителями. Тушение арсенала продолжается, однако огонь и взрывы распространились уже на треть территории склада.
Площадь 6-го арсенала Минобороны Украины в Ичне составляет около 682,6 га. По первоначальным данным украинской ГосЧС, на складах находится 88 тысяч тонн различных боеприпасов. Однако эту информацию опровергли в украинском военном ведомстве, заявив, что на момент ЧП их было значительно меньше. А глава Минобороны Украины Степан Полторак отметил, что склад наполовину пуст. Самые ценные и необходимые ВСУ боеприпасы и вооружения якобы давно вывезены оттуда.
Чуть позже он же на заседании Кабинета министров Украины привёл новые данные. Как заявил Полторак, на складах в Ичне находилось почти 70 тысяч тонн боеприпасов. Но из них можно использовать только 43 тысячи тонн. Все прочие попали под категорию “элементы боеприпасов и комплектующие к боеприпасам”. По словам украинского министра, вся эта масса не состояла на вооружении ВСУ и подлежала утилизации. Кроме того, Полторак подчеркнул, что в арсенале находилось в основном стрелковое оружие и не было артиллерийских систем и ракетных комплексов.
Его слова вскоре опроверг президент Украины Пётр Порошенко. Требуя найти и наказать виновных, украинский лидер отметил, что пострадали не те склады, где были стрелковое оружие и боеприпасы, а именно реактивные системы залпового огня.
Относительно того, что взорвались якобы неиспользуемые или непригодные боеприпасы, информацию главы Минобороны Украины опроверг на своей странице в “Фейсбуке” украинский журналист Юрий Бутусов. По его данным, огнём уничтожены хранилища “весьма ценных “расходных” боеприпасов”: 120-миллиметровые миномётные мины, 122-миллиметровые гаубичные снаряды, 125-миллиметровые танковые снаряды и 122-миллиметровые реактивные снаряды “Град”.
А глава Комитета Верховной рады по нацбезопасности и обороне Сергей Пашинский опроверг данные, что склады были давно наполовину пусты. В доказательство своих слов он опубликовал на своей странице в “Фейсбуке” фотографию годичной давности, где снаряды хранятся под открытым небом из-за того, что имеющиеся хранилища боеприпасов переполнены.
Есть что скрывать
Всю эту череду несостыковок относительно того, что именно хранилось на складе и в каких объёмах, особенно странно слышать от лиц, которые в первую очередь должны быть осведомлены. Тем более, что взрывы на складах происходят не в первый раз. Но как бы то ни было, можно с уверенностью сказать, что, если и были на этих складах хищения оружия и боеприпасов, огонь, несомненно, скроет этот факт. А думать так есть все основания.
В 2017 году Госдепартамент США запустил специальную программу по поиску утечек и пресечению незаконной торговли оружием с государственных складов на Украине, а также в Молдавии и Грузии.
Ещё с советских времён на Украине скопились огромные объёмы боеприпасов. По разным оценкам, от двух до двух с половиной миллионов тонн. Две трети из них уже должны были отправиться на утилизацию, или срок годности таких боеприпасов скоро закончится. Однако Киев не спешил утилизировать боеприпасы, даже несмотря на то, что средства на это выделило в рамках спецпрограмм НАТО. С 2008 по 2015 год на деньги, выделенные Североатлантическим альянсом, украинские военные утилизировали лишь 228 тысяч тонн боеприпасов.
В то же время украинское оружие и боеприпасы “всплывали” в различных частях планеты. В 2015 году в Кувейте была задержана крупная группа оружейных контрабандистов во главе с ливанцем Усамой Мухаммедом Саидом Хайятом. В ходе следствия он дал показания, что поставлял террористам ИГИЛ* оружие с Украины через территорию Турции — речь, в частности, шла о переносных зенитно-ракетных комплексах и других типах вооружения. О незаконных поставках оружия с Украины различным группировкам боевиков не раз заявляли и сирийские власти.
Однако помимо внешнего чёрного рынка вооружений есть и внутренний. В 2017 году в эфире телеканала NewsOne экс-глава Службы внешней разведки Украины генерал армии Николай Маломуж заявил, что в торговлю оружием вовлечены многие участники военной операции ВСУ в Донбассе. И делается это при непосредственном покровительстве представителей МВД и Минобороны Украины, а также СБУ. По оценкам экспертов, речь идёт о 500-700 тысяч единиц различных видов нелегального стрелкового оружия.
Поразительнее всего, что всё это происходит на фоне того, что сама украинская армия с каждым годом всё сильнее испытывает снарядный и патронный “голод”. После начала военного конфликта в Донбассе украинская армия столкнулась со значительной проблемой. Единственный в стране патронный завод находится под контролем ополченцев в Луганске.
Но и со снарядами и ракетами ситуация обстоит не лучше. На Украине осталось не более пяти предприятий, способных производить подобные боеприпасы. И то речь идёт лишь про некоторые виды снарядов или ракет, поскольку данное направление не является профильным ни для одного из заводов.
Как отмечают сами военнослужащие ДНР и ЛНР, всё чаще на их позиции стали прилетать снаряды и мины иностранного производства. А то и вовсе самодельные боеприпасы.
Вспоминается пословица “Кому война, а кому мать родна”. Пока украинские солдаты воюют, кто-то зарабатывает на торговле оружием. А потому можно ожидать, что украинские военные склады будут гореть и дальше.
На Украине есть ещё три крупных арсенала: 47-й арсенал сухопутных войск ВСУ в Хмельницкой области, 222-я центральная артиллерийская база боеприпасов в Черкасской области и 1322-я артиллерийская база боеприпасов в Житомирской области. Можно уже делать ставки, какой рванёт следующим.
* Деятельность террористической организации запрещена в России по решению Верховного суда.
Алексей Гладких
По материалам: “Life”