Литовская Фемида завершила судебное рассмотрение резонансного уголовного дела с явно выраженным политическим оттенком
На скамье подсудимых – гражданин России, полковник запаса Юрий Мель из Калининграда. О начале процесса «Совершенно секретно» знакомило своих читателей. Генпрокуратура Литвы обвиняет боевого офицера в военных преступлениях, совершенных на территории республики, когда она еще входила в состав СССР. На постановление приговора суд взял беспрецедентно долгое время – почти полгода. Прогноз вердикта – в материале обозревателя «Совершенно секретно».
В литовских застенках Юрий Мель находится уже пятый год. Не так давно – 18 сентября – политический узник отметил в вильнюсском СИЗО 50-летие. Юбиляра лично поздравил российский посол в Вильнюсе Александр Удальцов, вручив ему письмо главы МИД России Сергея Лаврова.
Вильнюсский окружной суд огласит приговор спустя пять месяцев – 18 февраля 2019 года. Возможно, такая дата выбрана не случайно. Дело в том, что 16 февраля, в субботу, бывшая советская прибалтийская республика будет отмечать 101-летие со Дня восстановления Литовского государства (дата, пестуемая нынешней политической этнократией, у серьезных историков вызывает улыбки. Дело в том, что, провозгласив в феврале 1918 года независимое от России государство, тогдашние правители тут же избрали на трон сына германского кайзера Вильгельма II. – Прим. ред.). Логично предположить, что праздничные мероприятия пройдут два дня, а в понедельник, 18 февраля, приговор Юрию Мелю прозвучит как вишенка на торте.
Суть дела
Вкратце фабула дела такова. 27 лет назад Юрий Мель, будучи 22-летним «летёхой», участвовал в штурме Вильнюсской телебашни, сидя в танке с холостыми боезарядами. В Литве существует юридически ложная интерпретация этих трагических событий (тогда погибло 16 человек, включая офицера КГБ Виктора Шацких).
Итак, власти Литвы обвиняют бывших советских военных, в том числе калининградца Меля, в том, что 13 января 1991 года «Советы» коварно вторглись в уже суверенную Литву. Аргументом «суверенности» служит Акт восстановления независимости Литвы, принятый 11 марта 1990 года. Однако это ложный ход мыслей. Мартовская независимость Литвы не была признана международным сообществом (о Советском Союзе и говорить нечего). Дело в том, что 19 ноября 1990 года в Париже состоялась представительное совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. На этой встрече были главы 34-х европейских государств. Литовцы туда рвались, но перед ними закрыли двери как стране, «не являющейся субъектом международного права».
Фарс и, как следствие, ничтожность судебного процесса в Вильнюсе демонстрирует и выведение из-под удара ключевого фигуранта дела – президента СССР Михаила Горбачёва. Даже штатный русофоб Витаутас Ландсбергис удивляется: «Горбачёва нет ни среди подозреваемых, ни среди свидетелей!» Ведь очевидно, что первое лицо государства давал окончательный приказ навести конституционный порядок в союзной республике. Это подтвердил на суде – в заочной форме – экс-командир группы «Альфа» Михаил Головатов. Его показания на минувшей неделе зачитали адвокаты: «В 1991 году мы были здесь по прямому указанию президента своей страны, его полномочия действовали на территории всей страны. Все решения согласовывались с руководством, с президентом Горбачёвым, только после согласования на высшем уровне».
Каков будет приговор – на сегодня единственное, что волнует родных и близких Юрия Меля. Генеральная прокуратура Литвы требует 16 лет лишения свободы. Если суд согласится с мнением гособвинителя, то с учетом того, что Мель уже отсидел 4,5 года, провести под стражей ему предстоит чуть более десяти лет.
Что может повлиять на приговор…
«Надеяться на полное оправдание не приходится, но могут быть сюрпризы», — считает историк из Вильнюса Валерий Иванов.
«В настоящее время из-за разрастающегося экономического кризиса меняется политический климат в США и Европе, поэтому не исключено, что Литва может остаться один на один со своей юридически ничем неподтверждённой русофобии. Как, к примеру, Англия с аферой «дела Скрипалей», – сообщил «Совершенно секретно» Иванов. – Надо понимать, что в Литве не любят брать всю ответственность на себя, как правило, прикрываются другими. А поддержки, по всей видимости, не будет».
По мнению историка, есть ещё один немаловажный аспект – президентские выборы в Литве в мае 2019 года.
«Решение суда может быть разыграно теми или иными политическими партиями с их претендентами на президентский пост, — продолжил собеседник «Совершенно секретно». – В Литве растут цены, покупают пушки, грозят Россией, а люди помнят, что Россия сама вывела свои войска в августе 1993 года и никак не собирается нападать на Литву. Четверть населения живёт ниже уровня бедности, а молодёжь бежит из Литвы в поисках лучшей жизни. Поэтому заезженная русофобская пластинка никого уже не вдохновляет на патриотические подвиги по имя «свободной Литвы».
Валерий Иванов полагает, что лучшим решением официального Вильнюса стало бы объявление амнистии в рамках 100-летия Литовского государства.
«Амнистия всем фигурантам дела по событиям 13 января в Вильнюсе, а также другим политическим заключенным, например, бывшему рижскому омоновцы Константину Никулину, отбывающему пожизненное заключение по надуманным обвинениям, на мой взгляд, стала бы самым мудрым решением. Но хватит ли мудрости и политической зрелости у нынешних литовский властей?», — задается риторическим вопросом историк.
Обмен шпионами
Еще один прогноз: Москва может обменять Юрия Меля, когда он будет осужден, на одного из литовских шпионов, отбывающих наказание в России. Такое мнение интернет-каналу «СевЗапТВ» высказал депутат Калининградской облдумы, в прошлом офицер разведки ВМФ СССР Андрей Колесник. «То, что оглашение приговора отложено на целых полгода после окончания судебного разбирательства, подтверждает информацию о работе российских и литовских спецслужб по подготовке обмена Юрия Меля на литовского разведчика, по делу которого в России ещё не закончено следствие», — считает депутат.
Судя по открытым источникам информации, на сегодня в нашей стране находятся двое осужденных литовских шпиона. Это Евгений Матайтис, имеющий гражданство России и Литвы, и гражданин Литвы Арстидас Тамошайтис.
В 2016 году Матайтис был осужден к 13 годам колонии строгого режима, а Тамошайтис – к 12 годам лишения свободы. Первый – житель Калининградской области, бывший военный офицер Балтийского флота, завербованный литовскими спецслужбами в 2009 году. О втором практически ничего не известно, кроме факта, что он был задержан во время получения от гражданина России некой засекреченной информации.
Вместе с тем, в самой Литве, кроме Юрия Меля, отбывает наказание еще один россиянин. Речь идет о сотруднике ФСБ РФ Николае Филипченко, осужденном в 2017 году на десять лет по статье «Шпионаж». В общем, кандидаты для взаимного обмена имеются.
По мнению члена Общественной палаты Калининградской области Андрея Омельченко, нет никаких сомнений и иллюзий, что это дело политически мотивировано.
«Это в очередной раз подтверждает и дата оглашения приговора, подверстанная к литовскому государственному празднику. Это показательно циничное отношение к праву, как элементу пропаганды, сегодня ряд стран пытается сделать мейнстримом международных отношений, — прокомментировал «Совсекретно» общественник. — Создаётся впечатление, что, если при оглашении приговора Юрию Мелю будет использоваться принцип «хайли лайкли» (Highly Likely – «с высокой вероятностью».– Прим. ред.), то дипломатические работники ряда стран выступят с поддержкой такого демарша – русофобия сегодня оправдывает всё».
Андрей Омельченко подчеркнул, что такое подчинение суда политиканам заставляет любого человека в России «трижды подумать, прежде чем иметь дело со всем, что связано с Литвой».
«Надеюсь, наши власти смогут найти адекватное решение вопроса с нашим соотечественником. Даже при переговорах с таким партнёром как Литва», — заключил Омельченко.
…Супруга российского офицера Надежда Мель уже давно отказывается комментировать СМИ судебное расследование, разуверившись, кажется, в справедливости. Не исключением стало и «Совершенно секретно». «Поймите, ребята, у меня не осталось слов, чтобы описать всю боль от произошедшего», — сказала Надежда. За эти четыре года женщина нашла отдушину в живописи. Не так давно в Калининградском музее янтаря была выставлена ее работа, расписанная по мотивам петриковской росписи, под названием «Лебединая верность». Можно только догадываться, что творится в душе этой женщины.
Андрей Выползов
По материалам: “Совершенно секретно”