Почему банковская система готова к новым принципам регулирования, а банк ВТБ Андрея Костина – нет
Один из столпов отечественной банковской системы – ВТБ – столкнулся с оттоком средств физических лиц и вынужден повышать ставки по рублевым депозитам. Справедливости ради он не одинок в этом топе, так как другие кредитные учреждения также повышают ставки. И это только начало большой войны, на которой председатель правления ВТБ присмотрел себе далеко не последнюю роль.
Эскалация ставок
На финансовом рынке России ожидается настоящая эскалация процентных ставок по банковским вкладам. И банку ВТБ ничего не остается как следовать по намеченному пути. Как именно это будет происходить, стало очевидно в минувшую пятницу: через несколько часов после того как абсолютный лидер – Сбербанк – объявил о повышении ставок по своим старым вкладам, появилось сообщение, что ВТБ также поднял ставки. После чего аналогичная новость пришла из Альфа-Банк. Ставки по депозитам у лидеров рынка вплотную приблизились к 8% годовых. Считается, что эти решения стали реакцией на действия ЦБ, который повысил в середине сентября ставку рефинансирования до 7,5%. Но в действительности главным индикатором на розничном финансовом рынке являются ставки по десятилетним ОФЗ, доходность по которым уже превысила 8,7% годовых. Месяц назад она и вовсе поднималась выше 9%. И это не просто «психологический показатель». В настоящее время облигации госзайма могут купить все желающие, и продать их можно в любой момент без особых финансовых потерь. Получается, привлекать клиентов при таких раскладах кредитным учреждениям приходится либо более высокими ставками, либо возможностью размещения вкладов в валюте. Но на этом пути шансов у ВТБ просто немного.
Костин против мира
Банк ВТБ оказался на втором месте в другом списке «лидеров» – по снижению объема валютных депозитов. В августе 2018 года клиенты ВТБ сняли со счетов $2,8 млрд, что составляет 5,9% от общей суммы средств клиентов в иностранной валюте. У причины такого оттока есть имя и фамилия. В мае этого года председатель правления ВТБ Андрей Костин предупредил мировое сообщество о том, что российские банки готовы к самым жестким сценариям, и пообещал вернуть всем клиентам их валюту. Обычно именно с таких заявлений у банка начинаются проблемы со вкладами, точнее сказать, с их быстрым изъятием, переходящем в настоящий набег. А заверения банкира о том, что «у банка сегодня существуют очень большие резервы по наличным долларам, мы их специально подготовили. И, конечно, есть схемы, при которых наши клиенты смогут перейти в другие банки, если возникает необходимость», не успокоили, а, наоборот, подзадорили клиентов, спешащих за вкладами.
Настоящим моментом истины стал сентябрь, когда стало известно, что Андрей Костин не просто готовится к отказу от доллара, а готовит к этому всю страну. О существовании у банкира детальной «дорожной карты» по отказу от американской валюты стало известно по время Восточного экономического форума.
И этот план показал, что Андрей Костин претендует на роль едва ли не верховного главнокомандующего на фронтах мировой валютной войны против США. Соответственно, все клиенты банка оказывались бы пехотой, а валютные вкладчики – пострадавшими мирными жертвами, запасы которых будут реквизированы проходящей армией. Понятное дело, далеко не все даже самые патриотичные граждане готовы играть роль расходного материала.
Костин вместо ЦБ
У председателя правления ВТБ есть и мирные планы, не менее стратегические. Складывается впечатление, что он уже давно намеревается определять принципы банковского регулирования на уровне страны, возглавляя лишь один, хоть и крупнейший, банк. Пользуясь принципом, проверенным кризисом 2008 года – «слишком крупный для банкротства». Суть этой стратегии сводится не к тому, что захватить руль в ЦБ, а, судя по всему, чтобы принудить денежные власти к помощи ВТБ, руководствуясь принципом «что хорошо для ВТБ, то хорошо и для России».
О том как эта схема может работать сегодня, рассказали аналитики рейтингового агентства Fitch Ratings. Они обратили внимание, что прибыль ВТБ и Газпромбанка существенно замедлилась, в результате чего банки оказались не готовы к переходу на Basel III – более жесткие принципы регулирования банковской системы.
То есть, по мнению рейтингового агентства, система к этим принципам готова, но некоторые системные банки – нет. Какой вывод? Никто ни на какие новые стандарты не переходит до тех пор, пока к этому не будут готовы два крупных игрока. Но если трудности с позиционированием Газпромбанка (исходя из его названия) очевидны и понятны, источник пополнения капитала хорошо известен и предсказуем, то у ВТБ позиция более сложная. У банка сегодня есть, по сути, лишь один источник для пополнения средств – государство. Таким образом вся воинствующая стратегия Андрея Костина может иметь одно простое объяснение – дайте денег.
Сергей Плужников
По материалам: “Наша Версия”