Кто отправил Эльбека Сафаева в московское СИЗО?
Вокруг ареста создателя «Инвэнта» плодятся версии: от козней бывшего бизнес-партнера до разборок с империей Ковальчуков.
Под стражей до 10 декабря находится председатель совета директоров ГК «Инвэнт» Эльбек Сафаев. Подробности дела держатся в секрете, но, по словам источников «БИЗНЕС Online», его задержали в Москве при получении пакета с 50 млн рублей, которые он сам называет возвратом части долга. Между тем у предпринимателя незадолго до ареста наметились разногласия с партнером — «Интер РАО». На фоне финансовых проблем «Инвэнта» федеральный госхолдинг фактически взял управление в свои руки.
«Эльбек маратович категорически не признает своей вины»
Официальных сведений об аресте председателя совета директоров компании «Инвэнт» Эльбека Сафаева (в некоторых документах значится как Эльбик) крайне мало. Согласно материалам на сайте Мосгорсуда, Дорогомиловский районный суд Москвы заключил бизнесмена под стражу 11 октября. «Определением суда избрана мера пресечения Сафаеву Эльбеку Маратовичу до 10 декабря 2018 года», — подтвердили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе райсуда. Уже 15-го его адвокаты обжаловали меру пресечения, но дата рассмотрения апелляции пока не назначена.
«Эльбек Маратович категорически не признает своей вины, отрицает ее. Он этого преступления не совершал. Он рассчитывает на то, что данное недоразумение будет исчерпано и он вернется к нормальной деятельности. Рассчитывает на объективное расследование», — прокомментировал «БИЗНЕС Online» арест адвокат бизнесмена Ильдар Мухаметзянов.
Как удалось выяснить «БИЗНЕС Online», дело ведет следователь по особо важным делам СУ по Западному административному округу СУ СК РФ по Москве Дмитрий Смадич. Однако на отправленный запрос в пресс-службе СК РФ не ответили.
На сайте суда значится, что Сафаеву предъявлено обвинение в даче взятки группой лиц по предварительному сговору (по пункту «а» ч. 4 ст. 291 УК РФ), за что грозит наказание от штрафа в 1–3 млн рублей до лишения свободы на 7–12 лет. Однако источник, знакомый с материалами следствия, указал, что это опечатка и на самом деле речь идет о ч. 4 ст. 291.1 УК РФ («Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере»). Санкция по этой статье, впрочем, практически та же. К слову, конечного адресата взятки в деле нет — фигурирует «неопределенный круг лиц».
По данным нашего собеседника, Сафаев сидит не где-нибудь, а в «Лефортово» — изоляторе, славящемся строгим режимом, который, как считается, курирует ФСБ. Однако Мухаметзянов эту информацию опровергает. По его словам, арестованный пребывает в одном из обычных СИЗО Москвы, но не раскрывает, где именно, ссылаясь на «интересы защиты своего доверителя».
За что же поплатился Сафаев? Как заверил «БИЗНЕС Online» источник, близкий к «Инвэнту», история носит очень локальный характер. «Это банальный коммерческий спор между Сафаевым и его бывшим партнером по бизнесу, который таким образом решил убрать с дороги своего конкурента», — утверждает наш собеседник. По его словам, этот бизнес-партнер задолжал Сафаеву очень крупную сумму денег. «Очевидно, чтобы не возвращать ее, устроил эту провокацию», — поясняет источник. Иными словами, пригласил Сафаева на встречу под предлогом возврата денег, но рандеву закончилось для председателя совета директоров «Инвэнта» в изоляторе: едва ему передали пакет с деньгами, как тут же появились правоохранители. Другой источник подтверждает, что именно такова сейчас версия защиты. «Сафаева задержали в момент передачи денег у офисного здания на набережной Тараса Шевченко. При этом сам бизнесмен утверждал, что приехал по приглашению партнера, который обещал вернуть долг», — говорит наш собеседник. В пакете якобы находилось 50 млн рублей — и это лишь часть «долга». Теперь на Сафаева якобы оказывается давление с тем, чтобы он списал задолженность, «купив» тем самым билет на свободу.
Казалось бы, при чем здесь «Интер РАО»?
Источник «БИЗНЕС Online» в отрасли считает, что корни проблем Сафаева глубже и их надо искать в его взаимоотношениях с энергетическим холдингом «Интер РАО», который в конце 2016 года вошел в капитал «Инвэнта». «Интер РАО» — одна из крупнейших российских компаний, подконтрольная государству, с выручкой за прошлый год в 917 млрд рублей по МСФО. Совет директоров «Интер РАО» возглавляет не кто иной, как исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин, а предправления — Борис Ковальчук — сын Юрия Ковальчука, которого относят к ближнему кругу Владимира Путина.
Вхождение в «Инвэнт» обошлись холдингу в 3 млрд рублей. «В результате этой финансовой инвестиции доля группы „Интер РАО“ в уставном капитале составит 33 процента и позволит в среднесрочной перспективе получить гарантированную доходность на вложенный капитал», — сообщали тогда в пресс-службе компании. При этом, судя по всему, не исключалось и полное поглощение — оставшиеся подконтрольными Сафаеву доли в «Инвэнте» заложены по займу «Интер РАО».
Однако, по версии нашего источника, со временем в энергетическом холдинге пересмотрели свое отношение к инвестиции, чему якобы способствовали перемены в руководстве. Действительно, в 2017 году в состав ревизионной комиссии вошел Игорь Феоктистов — брат-близнец бывшего генерала ФСБ Олега Феоктистова, который в качестве начальника службы безопасности «Роснефти» приложил руку к аресту министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева. Параллельно Игорь Феоктистов занимает должность директора по внутреннему контролю ПАО «ФСК ЕЭС», которое, в свою очередь, возглавляет Андрей Муров — сын Евгения Мурова, долгое время стоявшего у руля ФСО.
А в конце июня этого года должность потерял Ильнар Мирсияпов — второго в холдинге человека после Ковальчука, 8 лет руководившего блоком стратегии и инвестиций, сначала отправили курировать взаимодействие с органами госвласти, а уже в июле досрочно вывели из состава правления. Как писал «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, это могло быть связано с «рядом накопившихся претензий» к работе топ-менеджера. При этом все источники издания опровергали связь этой отставки с нашумевшим делом Карины Цуркан — члена правления «Интер РАО», напомним, тогда же арестовали по обвинению в шпионаже в пользу Румынии.
Мирсияпов — земляк вице-мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, уроженец Чистополя. Судя по кругу обязанностей, он мог курировать сделку с «Инвэнтом». Кстати, параллельно с ослаблением его позиций должность гендиректора «Инвэнта» в июне этого года занял 60-летний Леонид Резников, переместив на пост первого заместителя Тимура Шарифуллина. По слухам, выходец из российского нефтегазового комплекса, не имевший ранее связей с Татарстаном, был пролоббирован именно «Интер РАО».
Поводы для беспокойства у акционера есть — дела у компаний Сафаева идут неважно. Об этом свидетельствуют иски, поступившие только за последний год в арбитражные суды по всей стране. Самые крупные из них от банков. Как писал «БИЗНЕС Online», в августе Промсвязьбанк под руководством Петра Фрадкова подал иск почти на 350 млн рублей сразу к пяти компаниям холдинга: ООО «Таткабель», ООО «Таттеплоизоляция», ООО «Инвэнт», ОАО «Заинский завод металлоконструкций» (ЗЗМК) и ООО «Инвэнт-Электро». Почти синхронно Росбанк, входящий в международную группу Société Générale, предъявил иск к четырем предприятиям «Инвэнта» на 306 млн рублей, насчитав 300 млн основного долга по кредитной линии от 5 июля 2017 года, а также проценты и пени.
Судя по картотеке арбитражных дел, наибольшее число исков предъявлено к «Инвэнт-Электро». По данным «Контур.Фокус», только за последние 12 месяцев компания является ответчиком по 68 искам на сумму 938 млн рублей. Самые большие требования — у Промсвязьбанка и Росбанка. Остальные почти 300 млн — это иски разных компаний по всей России за нарушения по договорам поставки. Например, в Самарской области ООО «Электропромсбыт» требует взыскать с «Инвэнт-Электро» 32,6 млн рублей, а ООО «Национал-Электрик» обратилось в арбитраж Москвы с иском на 11,6 млн рублей. К тому же «Таткабелю» за последний год поступили иски на 1 млрд рублей (в него тоже входят суммы от банков). Часть из них суды уже удовлетворили, например иск ООО «Росскат-центр» на 71,5 млн рублей или требования ООО «Кабельный завод „Эксперт-Кабель“» на 61,1 млн рублей. Финансовые показатели компаний Сафаева тоже оставляют желать лучшего. У того же «Таткабеля» за прошлый год чистый убыток составил 264,1 млн рублей, а выручка упала на 25% до 3,3 млрд рублей. При этом у ООО «Инвэнт» за прошлый год выручка рухнула на 72%, чистый убыток составил 57,1 млн рублей. Отрицательные показатели также у ЗЗМК, где выручка за прошлый год просела на 52%, а чистый убыток составил 29,6 млн рублей.
По версии нашего источника в отрасли, в «Интер РАО» давили на Сафаева — якобы от бизнесмена требовали вернуть деньги, полученные за долю в компании. В процессе этого конфликта он якобы и попал в разработку ФСБ. Однако в самом холдинге намерение выходить из актива отрицают. «Напротив, мы заинтересованы в его развитии и улучшении финансово-экономического состояния, для чего намерены поддерживать инициативы нового менеджмента, направленные на оздоровление „Инвэнта“», — заявили нам в пресс-службе.
Также нам переслали комментарий от имени Резникова: «После смены в конце весны текущего года менеджмента головной компании „Инвэнт“ и ряда руководителей на заводах холдинга мы изменили стратегию работы на российском рынке электротехнической продукции. Как результат — мы фиксируем существенный рост заказов и, как следствие, ожидаем роста выручки. Параллельно мы провели переговоры с основными банками-кредиторами и в ближайшее время намерены подписать соглашения о реструктуризации задолженности. Таким образом, мы уверены в восстановлении финансово-экономического состояния „Инвэнта“ в достаточно короткий срок, после чего предполагаем рост эффективности деятельности производственных предприятий холдинга и укрепление акционерной стоимости».
Who is mr. Сафаев: Между Фардиевым и Хуснуллиным
9 сентября Сафаеву исполнилось 46 лет. Он родился в киргизском городе Кизил-Кия Ошской области на территории нынешнего Узбекистана. Те, кто знает совладельца «Инвэнта», характеризуют его как «обходительного узбека, умеющего заводить нужные связи». Трудовую деятельность он начал в 1988 году в качестве слесаря второго разряда Ферганского строительного ремонтно-монтажного наладочного управления. Но, судя по всему, вскоре переехал в Татарстан, где в 1994 году окончил исторический факультет Казанского госуниверситета. Однако вместо истории наш герой предпочел строить бизнес-карьеру. И она, надо сказать, была стремительной. С 1998 года Сафаев занимал должность коммерческого директора торгово-промышленной фирмы «Ак Барс». Отметим, что именно в это время ее гендиректором являлся Хуснуллин. Так что Эльбек Маратович и Марат Шакирзянович знакомы как минимум 20 лет.
Оба они в 2000 году переходят в «Татэнерго». Но если Хуснуллин занимает позицию замгендиректора, то Сафаев становится коммерческим директором производственного предприятия торговли и услуг. Уже через год Сафаев — гендиректор торгово-финансовой компании «Эллат», а в 2002-м он возвращается в «Татэнерго» на должность замдиректора дочернего ООО «Предприятие производственно-технической комплектации» (ППТК), главой которого становится через год и находится на этой должности до 2011 года.
Как раз в 2002-м «Татэнерго» возглавил Ильшат Фардиев (ныне директор Сетевой компании) — человек, который, как уверяет в беседе с «БИЗНЕС Online» источник в энергетической отрасли Татарстана, сыграл большую роль в жизни и карьере Сафаева. Так, в 2008 году Эльбек Маратович становится гендиректором компании «Инвэнт», которой долгое время владел его отец, близкий знакомый Фардиева — Марат Сафаев. «В Лаишевском районе Татарстана стали создавать предприятие, которое должно было заняться производством различной электротехнической продукции. Неофициально считалось, что проект инициирован и курировался тогдашним главой „Татэнерго“ Ильшатом Фардиевым, — вспоминает наш источник. — По сути, на проект была сделана серьезная ставка, потому что тогда шла модернизация энергетической системы республики и были потребности в различной продукции: изоляторы, кабели — все, что надо для сетевого хозяйства, должно было делаться там». Оказалось, что новая компания стала, по сути, заниматься тем же, чем ППТК, во главе которого и стоял Сафаев. Только если это предприятие занималось закупками, то «Инвэнт» стал производить. «По всей вероятности, идея так и родилась: зачем закупать, если можно самим производить?» — добавил наш собеседник.
«Инвэнт» сразу громко заявил о себе и своих амбициозных планах. Например, компания планировала выкупить заводы «Севкабеля» — одного из крупнейших в России производителей кабелей, расположенного в Санкт-Петербурге. Тогда же всем стало известно имя Эльбека Сафаева. Однако, как уверяет наш источник, без участия Фардиева и привлечения такого объема средств головокружительные успехи «Инвэнта» были бы невозможны. К слову, Сафаев и Алсу Фардиева (дочь Ильшата Шаеховича) контролируют известную в Татарстане сеть ресторанов «Рубаи».
Все изменилось в 2013–2014 годах, когда у головной компании холдинга внезапно в 7 раз сократилась выручка. Наш источник в энергетической отрасли республики связывает это с охлаждением отношений между Фардиевым и Сафаевым. «Доподлинно неизвестно, что произошло. Но разные люди говорили, что у Сафаева было головокружение от успехов, появилось мнение, что он стал самостоятельным игроком», — отмечает наш собеседник. Но если у головной компании дела шли все хуже, то ее дочерние структуры, такие как «Инвэнт-Технострой», «Таткабель», «Инвэнт-Электро» и «Таттеплоизоляция», показали общий оборот в 8,5 млрд рублей. Плюс сюда еще можно добавить ППТК, зарегистрированное в Москве (то же название, как и у структуры, которую возглавлял Сафаев в 2000-е). «Говорят, что в тот момент Сафаев переметнулся в Москву и попытался там сосредоточиться, поняв, что в Татарстане у компании особых перспектив нет», — рассказал нашему изданию источник. В столице к тому времени прочно закрепился в качестве главного строителя его давний знакомый Хуснуллин, с которым, как мы указали, они вместе работали с конца 1990-х. Так что в Москве дела у Сафаева и «Инвэнта» снова пошли в гору.
В 2016 году РБК в своем расследовании указывал на связь между Хуснуллиным и Сафаевым, фирма которого то и дело выигрывала тендеры «Мосинжпроекта», с 2011 года выполнявшего функции заказчика при строительстве метро. Так, в 2014–2015 годах компании группы «Инвэнт» получили подряды на сумму свыше 3,1 млрд рублей на перекладку коммуникаций в московском метро. Кстати, по экспертным оценкам, сумма контрактов ООО «Инвэнт-Технострой» (дочерняя компания «Инвэнта», зарегистрирована в Москве) с «Мосинжпроектом» превышала 7 млрд рублей. Печально знаменитой в столице фирма «Инвэнт» стала в 2016 году, во время реконструкции стадиона «Лужники» к ЧМ-2018. В марте СМИ сообщали о проблемах с выплатой заработной платы рабочим, нанятым все тем же субподрядчиком ООО «Инвэнт-Технострой» для соответствующих работ. Строители даже объявили забастовку, заявив, что работают без трудовых книжек, то есть нелегально, и к тому же два месяца не получают зарплату. Как сообщалось, у компании возникали финансовые проблемы. В итоге контракт был выполнен, но в начале 2018 года арбитраж признал «Инвэнт-Технострой» банкротом.
Новости о Сафаеве на этой неделе растираживали популярные Telegram-каналы, однозначно интерпретировав арест как удар по Хуснуллину. Однако, как утверждает источник из окружения бизнесмена, Сафаев не общается со столичным чиновником уже четыре года. «Да, они знакомы и даже работали вместе, но в настоящее время все разговоры об их связи не больше чем слухи и домыслы», — утверждает собеседник. Однако, по словам другого источника, недоброжелатели Хуснуллина вполне могли заинтересоваться этой историей, желая использовать ее в своих целях. По крайней мере, в окружении вице-мэра якобы «сильно напряглись».
Елена Колебакина-Усманова, Виктор Османов, Ольга Вандышева, Юлия Катенева
По материалам: “Бизнес Online”