Любовь, “Юнона и Авось” и безумные фанатки. Николай Караченцов — о самом личном

[vc_row][vc_column][vc_separator][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=”1/4″][vc_single_image image=”141194″ img_size=”full” onclick=”custom_link” link=”https://nvdaily.ru/”][/vc_column][vc_column width=”3/4″][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_single_image image=”142807″ img_size=”full” alignment=”center” style=”vc_box_shadow_3d”][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=”1/6″][/vc_column][vc_column width=”2/3″][vc_wp_text]Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии Российской Федерации, известнейший актёр Николай Караченцов скончался 26 октября, накануне своего дня рождения, в Московской городской онкологической больнице в 9:00.[/vc_wp_text][/vc_column][vc_column width=”1/6″][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=”1/4″][/vc_column][vc_column width=”1/2″][vc_wp_text]Караченцова все помнят по ролям в “Юноне и Авось”, “Собаке на сене”, “Приключениях Электроника” и “Белых росах”. О личной жизни, детстве и учёбе во МХАТ он говорил не очень охотно. Лайф вспомнил самые личные страницы его жизни.

В детстве хотел стать балеруном

Николай Караченцов родился 27 октября 1944 года в семье художника-графика Петра Караченцова и балетмейстера Янины Брунак. Отец трудился много лет в “Огоньке”, а мать ставила балеты в известнейших театрах страны. Сам мальчик с детства мечтал пойти по стопам матери.

— А ведь в детстве я хотел стать балеруном. У меня же мама была балетмейстером, поэтому и не захотела отдать меня в балетную школу. Она всё время говорила: “Был бы девочкой — отдала бы. А так — нет!” Поначалу я очень переживал. Сейчас я очень благодарен ей, — рассказывал актёр в интервью.

Как отмечал Караченцов, век балерунов слишком короткий. Впрочем, ему пригодились пластика и любовь к танцам в актёрской сфере.

С актёрской профессией он решил связать свою жизнь уже в старших классах школы, когда попал в группу “Актив” при одном из московских детских театров.

Учёба сутками[/vc_wp_text][/vc_column][vc_column width=”1/4″][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=”1/6″][/vc_column][vc_column width=”2/3″][vc_single_image image=”142808″ img_size=”full” alignment=”center” style=”vc_box_shadow_3d”][vc_column_text]

Фото: © РИА Новости/Виталий Арутюнов

[/vc_column_text][/vc_column][vc_column width=”1/6″][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=”1/4″][/vc_column][vc_column width=”1/2″][vc_wp_text]Успешно окончив школу, в 1963 году Караченцов поступил в Школу-студию МХАТ.

— Поступал я сложно: у меня был повторный третий тур, потом долго решали, взять меня вольнослушателем или сразу зачислить на курс. Сначала решили сделать вольнослушателем, но с первого сентября я был назначен в основной состав, — говорил он в интервью.

То немногое, что сам актёр вспоминал о студенческих годах — то, как пропадал на учебе с 9 утра до 12 ночи.

— Процесс репетиций был невероятно интересным. И перед самым экзаменом шли прогоны, после которых педагоги нам устраивали разборы. Станицын делал нам замечания, а перед экзаменом сказал: “А завтра я не приду”. “Как???” — “Инфаркта не хочу”, — говорил Караченцов в интервью “Известиям”.

Актёра заметили, он был в десятке лучших студентов. К слову, его дипломной работой был Милославский в “Иване Васильевиче”.

По окончании, в 1967 году, получил распределение в Ленком. Шесть лет он играл на второстепенных ролях. И тем не менее мыслей уйти никогда не возникало.

— Уволиться из этого театра — для меня всё равно что уехать в эмиграцию. Чтобы решиться на такой шаг, надо испытать какую-то сильную боль. Для меня “Ленком” — целая страна, где много интересной работы, — говорил он в интервью АиФ.

“Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу”[/vc_wp_text][/vc_column][vc_column width=”1/4″][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=”1/6″][/vc_column][vc_column width=”2/3″][vc_single_image image=”142809″ img_size=”full” alignment=”center” style=”vc_box_shadow_3d”][vc_column_text]

Фото: © РИА Новости/Рыбчинский

[/vc_column_text][/vc_column][vc_column width=”1/6″][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=”1/4″][/vc_column][vc_column width=”1/2″][vc_wp_text]Эти строки из постановки “Юнона и Авось” знает каждый школьник. Началось всё в 1978 году, когда композитор Алексей Рыбников показал Марку Захарову вариации по православным песнопениям. Изначально думали сделать вариацию на “Слово о полку Игореве”. Вскоре был готов сценарий.

Что задействуют Караченцова и Абдулова — стало понятно сразу. Открытым оставался вопрос, в каких качествах.

— Говорят, внутри “Ленкома” происходил своеобразный кастинг. То, что будут задействованы Караченцов и Абдулов, ни для кого не было секретом. Кстати, первым исполнил арию графа Резанова певец Геннадий Трофимов. А позже, когда в работе над спектаклем сложился образ графа Резанова, то всем стало ясно, что это Николай Караченцов, — рассказывал Рыбников.

Репетиции начались вскоре после Олимпиады. Караченцов, голос которого к тому моменту покорил всех, кто хоть раз смотрел “Собаку на сене” (фильм 1977 года), сразу влюбил в графа Резанова толпы поклонниц.

— В памяти остался невероятный колотун, а от него — полная прострация. Я становлюсь в эту графьевую позу, меня ослепляет свет, и я чувствую, что правая коленка ходит в амплитуде где-то сантиметров десять, — описывал Николай Караченцов в книге “Авось” первый закрытый показ перед комиссией.

Наутро Захаров с Вознесенским даже в храм ездили, что для тех времён было крайне необычно.

Этот спектакль попал в список любимых и у Пьера Кардена. Благодаря ему, как говорили тогда, театр побывал в Париже. На премьеру пришли клан Ротшильдов, арабские шейхи, Мирей Матьё. Зарубежные СМИ наперебой называли нонсенсом, что в СССР вышла “религиозная” и “антисоветская” постановка.

Спектакль ставят до сих пор. И каждый раз — аншлаги. Постановка стала своеобразным рекордсменом в мире театра.

Жена[/vc_wp_text][/vc_column][vc_column width=”1/4″][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=”1/6″][/vc_column][vc_column width=”2/3″][vc_single_image image=”142810″ img_size=”full” alignment=”center” style=”vc_box_shadow_3d”][vc_column_text]

Фото: © РИА Новости

[/vc_column_text][/vc_column][vc_column width=”1/6″][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=”1/4″][/vc_column][vc_column width=”1/2″][vc_wp_text]— Я всегда с удовольствием вспоминаю, как познакомился со своей супругой, Людмилой Поргиной. Нам предложили сыграть вместе в одном спектакле. Потом она рассказала, что, когда на сцену ввалилось что-то лохматое и зубастое, она подумала: “Если он станет моим мужем — жизнь потеряна!” Кто бы мог подумать, что всё окажется как раз наоборот! — с улыбкой всегда вспоминал он.

К слову, сама Поргина к тому моменту состояла уже во втором браке. Она была замужем за советским актёром Михаилом Поляком и каскадёром Виктором Корзуном. Отношения со вторым супругом вскоре закончились: “Я сразу развелась, в течение недели (после того, как поняла, что влюбилась в Караченцова)”. В программе “Судьба человека” Поргина рассказывала, что супруг даже хотел её убить из ревности. Обошлось.

К слову, признавалась в любви Поргина первая.

— Сидел Александр Збруев, Олег Янковский — они ухаживали за мной. И тут вошел Коля. Посидели, выпили. Все уходят. Я говорю: “А ты останься”, — вспоминала Поргина. — “Ты знаешь, что я тебя люблю”, — сказала я. А он ответил: “Девонька ты моя”. Начался роман.

Правда, предложения пришлось подождать. Но и тут Поргина взяла ситуацию в свои руки. Она позвонила Караченцову и сообщила, что есть два молодых человека, которые сделали ей предложение: один — немец, другой — француз. А ответить надо в ближайшую неделю. “Если у тебя есть ко мне предложения — я слушаю”, — небрежно бросила она. Ответ последовал незамедлительно: “Девонька моя, перед репетицией мы должны успеть в ЗАГС”. В 1975 году сыграли свадьбу.

— Если по улице идёт улыбающаяся женщина с ярко накрашенными губами — это Люда Поргина, — говорила она.

Женщина признавалась, что Караченцов полностью изменил её жизнь: “Ведь можно же умереть от счастья”. Так и прожили всю жизнь — душа в душу.

Безумные фанатки[/vc_wp_text][/vc_column][vc_column width=”1/4″][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=”1/6″][/vc_column][vc_column width=”2/3″][vc_single_image image=”142811″ img_size=”full” alignment=”center” style=”vc_box_shadow_3d”][vc_column_text]

Фото: © РИА Новости/Виталий Арутюнов

[/vc_column_text][/vc_column][vc_column width=”1/6″][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=”1/4″][/vc_column][vc_column width=”1/2″][vc_wp_text]— Я так думаю, любовь — это понятие, которое не подвергается времени, векам, эпохам. Тот человек, которого она посетила, — это счастливый человек, — рассказывал Караченцов.

Что касается толп поклонниц, которые заваливали сцену театра цветами и дежурили у двери, Караченцов не раз говорил, что благодарен им, но не более того.

Была у актёра одна трагическая история, связанная с любовью. К нему.

— Это очень печальный, просто трагический случай. Девушка безумно влюбилась в меня, что называется, фанатичной любовью, и потеряла над собой контроль. Она пыталась устроиться костюмером в театр, где я работал, но администрация догадалась о её тайных намерениях и не взяла её.

После этого девушка покончила с собой. А обо всём произошедшем актёру рассказала мать погибшей.

Кроме того, уже в 2000-х фанатки наперебой заявляли, что они с актёром в отношениях уже не один год, что даже сама Поргина знает об их отношениях. Людмила реагировала практически философски: “Не ты первая, кто так говорит”.

Поклонники-аферисты

Караченцов как-то рассказывал СМИ, что его под видом поклонника развёл аферист. Мужчина ещё в советское время позвонил и попросил 300 рублей, которые клялся по частям отдать. К тому моменту средняя зарплата была около 200 рублей.

Аферист представился поклонником и рассказал историю, что они с женой инвалиды, что у них шестеро детей. Караченцову и в голову не пришло спросить, а откуда номер-то? Поинтересовался лишь, почему обратились к нему.[/vc_wp_text][/vc_column][vc_column width=”1/4″][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=”1/6″][/vc_column][vc_column width=”2/3″][vc_single_image image=”142812″ img_size=”full” alignment=”center” style=”vc_box_shadow_3d”][vc_column_text]

Фото: © РИА Новости/

[/vc_column_text][/vc_column][vc_column width=”1/6″][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=”1/4″][/vc_column][vc_column width=”1/2″][vc_wp_text]— Вы знаете, моя жена посмотрела фильм с вашим участием, и она уверена, что у вас добрая душа, что вы не сможете отказать, — ответили на том конце трубки.

У актёра к тому моменту было всего 150 рублей. Так он поехал, отдал эти деньги. А потом рассказал о произошедшем в театре. Как оказалось — аферисты уже “разводили” актёров не раз.

Предложения уехать

Через несколько лет после начала гастролей по миру с “Юноной и Авось” Караченцову предложили… остаться в США. Но, в отличие от многих коллег, он категоричен к миграции: как между театрами, так и (тем более) между странами.

— Мне предлагали остаться в Америке ещё в те советские времена, когда была перестройка. Но вот ответный вопрос — назовите мне хотя бы одного актёра из нашей страны, который там реализовал бы себя разносторонне, талантливо, ярко в профессиональной деятельности? — объяснял он свой отказ mignews.com.

И сам же отвечал: таких людей нет. Были, правда, карьеристы, но это совсем другая история.

Так и проработал практически до самой смерти в одном театре, прожил с одной женой и никогда не планировал менять родину.

Алена Шаповалова

По материалам: “Лайф”[/vc_wp_text][/vc_column][vc_column width=”1/4″][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_zigzag color=”pink” el_border_width=”15″][/vc_column][/vc_row]

Ранее

Почему застопорилось дело главного налоговика Зауралья

Далее

Триллионы сложат в кубышку

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Рейтинг@Mail.ru