Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии Российской Федерации, известнейший актёр Николай Караченцов скончался 26 октября, накануне своего дня рождения, в Московской городской онкологической больнице в 9:00.

Караченцова все помнят по ролям в «Юноне и Авось», «Собаке на сене», «Приключениях Электроника» и «Белых росах». О личной жизни, детстве и учёбе во МХАТ он говорил не очень охотно. Лайф вспомнил самые личные страницы его жизни.

В детстве хотел стать балеруном

Николай Караченцов родился 27 октября 1944 года в семье художника-графика Петра Караченцова и балетмейстера Янины Брунак. Отец трудился много лет в «Огоньке», а мать ставила балеты в известнейших театрах страны. Сам мальчик с детства мечтал пойти по стопам матери.

— А ведь в детстве я хотел стать балеруном. У меня же мама была балетмейстером, поэтому и не захотела отдать меня в балетную школу. Она всё время говорила: «Был бы девочкой — отдала бы. А так — нет!» Поначалу я очень переживал. Сейчас я очень благодарен ей, — рассказывал актёр в интервью.

Как отмечал Караченцов, век балерунов слишком короткий. Впрочем, ему пригодились пластика и любовь к танцам в актёрской сфере.

С актёрской профессией он решил связать свою жизнь уже в старших классах школы, когда попал в группу «Актив» при одном из московских детских театров.

Учёба сутками

Фото: © РИА Новости/Виталий Арутюнов

Успешно окончив школу, в 1963 году Караченцов поступил в Школу-студию МХАТ.

— Поступал я сложно: у меня был повторный третий тур, потом долго решали, взять меня вольнослушателем или сразу зачислить на курс. Сначала решили сделать вольнослушателем, но с первого сентября я был назначен в основной состав, — говорил он в интервью.

То немногое, что сам актёр вспоминал о студенческих годах — то, как пропадал на учебе с 9 утра до 12 ночи.

— Процесс репетиций был невероятно интересным. И перед самым экзаменом шли прогоны, после которых педагоги нам устраивали разборы. Станицын делал нам замечания, а перед экзаменом сказал: «А завтра я не приду». «Как???» — «Инфаркта не хочу», — говорил Караченцов в интервью «Известиям».

Актёра заметили, он был в десятке лучших студентов. К слову, его дипломной работой был Милославский в «Иване Васильевиче».

По окончании, в 1967 году, получил распределение в Ленком. Шесть лет он играл на второстепенных ролях. И тем не менее мыслей уйти никогда не возникало.

— Уволиться из этого театра — для меня всё равно что уехать в эмиграцию. Чтобы решиться на такой шаг, надо испытать какую-то сильную боль. Для меня «Ленком» — целая страна, где много интересной работы, — говорил он в интервью АиФ.

«Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу»

Фото: © РИА Новости/Рыбчинский

Эти строки из постановки «Юнона и Авось» знает каждый школьник. Началось всё в 1978 году, когда композитор Алексей Рыбников показал Марку Захарову вариации по православным песнопениям. Изначально думали сделать вариацию на «Слово о полку Игореве». Вскоре был готов сценарий.

Что задействуют Караченцова и Абдулова — стало понятно сразу. Открытым оставался вопрос, в каких качествах.

— Говорят, внутри «Ленкома» происходил своеобразный кастинг. То, что будут задействованы Караченцов и Абдулов, ни для кого не было секретом. Кстати, первым исполнил арию графа Резанова певец Геннадий Трофимов. А позже, когда в работе над спектаклем сложился образ графа Резанова, то всем стало ясно, что это Николай Караченцов, — рассказывал Рыбников.

Репетиции начались вскоре после Олимпиады. Караченцов, голос которого к тому моменту покорил всех, кто хоть раз смотрел «Собаку на сене» (фильм 1977 года), сразу влюбил в графа Резанова толпы поклонниц.

— В памяти остался невероятный колотун, а от него — полная прострация. Я становлюсь в эту графьевую позу, меня ослепляет свет, и я чувствую, что правая коленка ходит в амплитуде где-то сантиметров десять, — описывал Николай Караченцов в книге «Авось» первый закрытый показ перед комиссией.

Наутро Захаров с Вознесенским даже в храм ездили, что для тех времён было крайне необычно.

Этот спектакль попал в список любимых и у Пьера Кардена. Благодаря ему, как говорили тогда, театр побывал в Париже. На премьеру пришли клан Ротшильдов, арабские шейхи, Мирей Матьё. Зарубежные СМИ наперебой называли нонсенсом, что в СССР вышла «религиозная» и «антисоветская» постановка.

Спектакль ставят до сих пор. И каждый раз — аншлаги. Постановка стала своеобразным рекордсменом в мире театра.

Жена

Фото: © РИА Новости

— Я всегда с удовольствием вспоминаю, как познакомился со своей супругой, Людмилой Поргиной. Нам предложили сыграть вместе в одном спектакле. Потом она рассказала, что, когда на сцену ввалилось что-то лохматое и зубастое, она подумала: «Если он станет моим мужем — жизнь потеряна!» Кто бы мог подумать, что всё окажется как раз наоборот! — с улыбкой всегда вспоминал он.

К слову, сама Поргина к тому моменту состояла уже во втором браке. Она была замужем за советским актёром Михаилом Поляком и каскадёром Виктором Корзуном. Отношения со вторым супругом вскоре закончились: «Я сразу развелась, в течение недели (после того, как поняла, что влюбилась в Караченцова)». В программе «Судьба человека» Поргина рассказывала, что супруг даже хотел её убить из ревности. Обошлось.

К слову, признавалась в любви Поргина первая.

— Сидел Александр Збруев, Олег Янковский — они ухаживали за мной. И тут вошел Коля. Посидели, выпили. Все уходят. Я говорю: «А ты останься», — вспоминала Поргина. — «Ты знаешь, что я тебя люблю», — сказала я. А он ответил: «Девонька ты моя». Начался роман.

Правда, предложения пришлось подождать. Но и тут Поргина взяла ситуацию в свои руки. Она позвонила Караченцову и сообщила, что есть два молодых человека, которые сделали ей предложение: один — немец, другой — француз. А ответить надо в ближайшую неделю. «Если у тебя есть ко мне предложения — я слушаю», — небрежно бросила она. Ответ последовал незамедлительно: «Девонька моя, перед репетицией мы должны успеть в ЗАГС». В 1975 году сыграли свадьбу.

— Если по улице идёт улыбающаяся женщина с ярко накрашенными губами — это Люда Поргина, — говорила она.

Женщина признавалась, что Караченцов полностью изменил её жизнь: «Ведь можно же умереть от счастья». Так и прожили всю жизнь — душа в душу.

Безумные фанатки

Фото: © РИА Новости/Виталий Арутюнов

 Я так думаю, любовь — это понятие, которое не подвергается времени, векам, эпохам. Тот человек, которого она посетила, — это счастливый человек, — рассказывал Караченцов.

Что касается толп поклонниц, которые заваливали сцену театра цветами и дежурили у двери, Караченцов не раз говорил, что благодарен им, но не более того.

Была у актёра одна трагическая история, связанная с любовью. К нему.

— Это очень печальный, просто трагический случай. Девушка безумно влюбилась в меня, что называется, фанатичной любовью, и потеряла над собой контроль. Она пыталась устроиться костюмером в театр, где я работал, но администрация догадалась о её тайных намерениях и не взяла её.

После этого девушка покончила с собой. А обо всём произошедшем актёру рассказала мать погибшей.

Кроме того, уже в 2000-х фанатки наперебой заявляли, что они с актёром в отношениях уже не один год, что даже сама Поргина знает об их отношениях. Людмила реагировала практически философски: «Не ты первая, кто так говорит».

Поклонники-аферисты

Караченцов как-то рассказывал СМИ, что его под видом поклонника развёл аферист. Мужчина ещё в советское время позвонил и попросил 300 рублей, которые клялся по частям отдать. К тому моменту средняя зарплата была около 200 рублей.

Аферист представился поклонником и рассказал историю, что они с женой инвалиды, что у них шестеро детей. Караченцову и в голову не пришло спросить, а откуда номер-то? Поинтересовался лишь, почему обратились к нему.

Фото: © РИА Новости/

— Вы знаете, моя жена посмотрела фильм с вашим участием, и она уверена, что у вас добрая душа, что вы не сможете отказать, — ответили на том конце трубки.

У актёра к тому моменту было всего 150 рублей. Так он поехал, отдал эти деньги. А потом рассказал о произошедшем в театре. Как оказалось — аферисты уже «разводили» актёров не раз.

Предложения уехать

Через несколько лет после начала гастролей по миру с «Юноной и Авось» Караченцову предложили… остаться в США. Но, в отличие от многих коллег, он категоричен к миграции: как между театрами, так и (тем более) между странами.

— Мне предлагали остаться в Америке ещё в те советские времена, когда была перестройка. Но вот ответный вопрос — назовите мне хотя бы одного актёра из нашей страны, который там реализовал бы себя разносторонне, талантливо, ярко в профессиональной деятельности? — объяснял он свой отказ mignews.com.

И сам же отвечал: таких людей нет. Были, правда, карьеристы, но это совсем другая история.

Так и проработал практически до самой смерти в одном театре, прожил с одной женой и никогда не планировал менять родину.

Алена Шаповалова

По материалам: «Лайф»


*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия, «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского.

Рейтинг@Mail.ru