А у его заместителя, по словам Валентины Матвиенко, «уже пошел счетчик»
В среду, 7 ноября, новый глава Минприроды Дмитрий Кобылкин пришел на правительственный час в Совет Федерации. Почти весь этот час министр отчитывался об «успехах» своего ведомства. Рассказывал, почему утилизационный сбор — это хорошо, хоть все им и недовольны. И почему с Байкалом — как ни крутись и как его ни защищай — все плохо. Не обошлось и без темы охоты. С ней, по мнению министра, у нас вообще все отлично. А то, что с его легкой руки ликвидирован целый Департамент охоты и гигантская отрасль отдана на откуп Департаменту леса, — это ерунда и даже переживать тут не о чем. И ничего страшного, что у лесников под носом наш лес рубят китайцы. Уж с охотой-то они как-нибудь разберутся. Благо кабан не ядерный реактор — справятся.
Охотничья тема министру Дмитрию Кобылкину явно уже поперек горла. Не оставляют его в покое с июня. Тогда новый глава Минприроды подписал приказ о реорганизации Департамента охоты. На бумаге — слил его с Департаментом госполитики в сфере лесных отношений. По факту ликвидировал. Теперь главный вопрос — кто и как будет рулить гигантской отраслью, в которую вовлечено более 15 миллионов человек? При том что после реорганизации в ведомстве осталось специалистов по охоте менее 15 человек. И то это на бумаге. А по факту еще меньше: кто-то на больничных, кто-то в декрете. Получается, на каждого чиновника теперь приходится больше миллиона людей, вовлеченных в охотничье хозяйство. Плюс гигантские площади охотугодий, самые большие в мире.
— Планируется ли в 2019 году создание единой службы лесного и охотничьего надзора на федеральном уровне, то есть объединения лесной охраны и охотинспекций и изъятие у регионов переданных полномочий, возвращение их на федеральный уровень? — спросил министра в ходе правительственного часа сенатор от Ивановской области Валерий Васильев.
Ответ главы Минприроды поистине уникален. Это самая настоящая истерика из серии «Штирлиц никогда еще не был так близок к провалу». Мы просто приведем дословно все, что он сказал, потому что это не нуждается в комментариях:
«Я сначала про охоту хочу сказать, потому что мне все задают вопрос: «Дмитрий Николаевич, что же это за тиран такой пришел — взял и Департамент охоты ликвидировал?» Департамент охоты преобразован в отдел. Вот и все, что было сделано. По большому счету каких-то суперспециалистов мы там не потеряли. Просто такова структура министерства, что… Я на одной ладошке взвесил проблемы охотников, а на другой — проблемы Арктики и Антарктики и Мирового океана. Понимаете? А сегодняшний день это важные, судьбоносные для страны движения, связанные с дном Мирового океана, разработкой полезных ископаемых, с Арктической зоной. И мы создали Департамент Арктики, Антарктики и Мирового океана в составе министерства. Мы не тронули охоту. Охотой сегодня занимается Валентик (замминистра природных ресурсов. — Авт.), он сегодня здесь в зале находится».
Монолог главы Минприроды длился почти десять минут. Но за это время он, по сути, так и не ответил на невинный вопрос сенатора. Зато показал свое отношение и к сфере охоты, и к проблемам Арктики и Антарктики — обе необъятные темы уместил на ладошках.
Между тем еще в августе замминистра природных ресурсов Сергей Ястребов в ответе на запрос «МК» сообщил, что ведомство подготовило предложение в правительство об увеличении предельной численности министерства. Если оно получит поддержку — говорится в ответе — будет рассмотрен вопрос о формировании в ведомстве структурного подразделения, отвечающего за выработку госполитики в области охотничьего хозяйства и объектов животного мира.
А вот что получилось на практике. Количество ставок либо увеличили, но отдали не охотникам, а экологам и департаменту Арктики, либо не увеличивали вовсе.
Эксперты от такого решения недоумевают. Как может Дмитрий Кобылкин так поверхностно относиться к вопросам охоты, когда он сам заядлый охотник? Правда, стрелять по птицам и оленям глава Минприроды предпочитает не в российских лесах, а на элитном охотничьем курорте Ла-Нава в Испании. Одна вылазка туда для группы охотников стоит сотни тысяч долларов. То есть Кобылкин не может не понимать, насколько прибыльным делом может быть охота при правильном подходе.
«Такое показательное отношение к вопросам охоты говорит о том, что охота новым руководством рассматривается не как важный культурно-исторический аспект жизни народов, населяющих нашу страну, а как забава, которую можно игнорировать на государственном уровне», — пишет в обращении на имя вице-премьера Константина Чуйченко кинодокументалист Сергей Ястржембский.
Однако, по словам Кобылкина, главная проблема сейчас не в отсутствии специалистов в сфере охотничьего хозяйства в центре и на местах, а в том, что мы не имеем плана развития охотхозяйства в России.
Господин министр, кто готовит для вас документы по охоте? Ведь еще в 2014 году распоряжением правительства была утверждена Стратегия развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года. Это и есть тот самый план развития, которого якобы нет.
— Мы хотим перейти на проектное управление, связанное с охотхозяйством. Все, что связано с охотинспекторами, безусловно, важнейшая тема, которая у нас погружена в национальный проект «Экология» одним из основных 11 блоков, — заявил министр.
Проектным управлением охотой теперь будут заниматься лесники. Но справятся ли они с новой задачей и чем для них закончится это «погружение»? Выплывут ли? Охотоведы в регионах уверены, что нет. Сразу после выступления Кобылкина с мест в Минприроды посыпались звонки, полные недоумения и раздражения. Сомневаются в способностях лесников и сенаторы. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко буквально разгромила лесной департамент Минприроды за провал операции по сохранению и восстановлению лесного фонда страны:
— Мы уже на нескольких заседаниях коллегу Валентика и так и эдак терзали. Вы пришли, новый министр, отвечаете за всю минерально-сырьевую базу. В том числе и за лес. Когда прекратятся «черные» вырубки леса? Когда прекратится коррупция в этой сфере? Когда прекратят кругляк гнать за рубеж, а будут развиваться предприятия по переработке леса? Президент поставил задачу переработки леса внутри страны. Построили предприятия, а где лес-то взять? Как здесь навести порядок? Хочется, чтобы вы как новый министр не плыли по старому течению, а чтобы мы от вас увидели те действия государевы, которых все давно ждут.
На это Кобылкин заявил, что он человек слова и все выполнит. Правда, при поддержке китайских партнеров. Дескать, те уже пообещали в обмен на наш лес построить питомники и предприятия по заготовке семян. Правда, главу Совета Федерации такой ответ не устроил. Матвиенко дала министру природы ровно полгода на решение проблем леса, которые наворотили его подчиненные.
— У Валентика уже счетчик пошел, ему меньше осталось, — заявила Валентина Матвиенко. — Будем жесточайшим образом отслеживать эту ситуацию.
Видимо, слова спикера повергли замминистра в настоящий шок. По данным источника, близкого к Минприроды, господин Валентик сразу после мероприятия в Совете Федерации ушел на больничный.
Татьяна Антонова
По материалам: “Московский комсомолец”