Шерше ля фам

Менялись эпохи, нравы, идеологии… А древнейшая магия жриц любви не потеряла своего значения и в наши дни

443

Если вы сторонник точки зрения о том, что женщина создана Всевышним исключительно для любви, утех и для домашнего очага, то я  не стану вас переубеждать. Ибо это в свое время утверждали и богомудрый пророк Моисей, и великий поэт-философ Сократ. Ну, а уж мне, безоговорочному почитателю их гения,  тем паче, самому очень нравится эта гипотеза. И я хотел бы, чтобы этот взгляд на наше бытие был основополагающим.

Но, однако, сама женщина с первого для сотворения настойчиво и неустанно, в течении тысячелетий боролась за свое особое место в пространстве, за многоликость, за равноправие со своим кумиром – мужчиной, за свою  свободу, за свои права… И эта долгая борьба завершилась ее триумфальной победой.

Теперь даже сама мысль о ее домашнем предназначении, заключенном в словах Творца, создававшего «помощницу» человеку, названную «женой», о ее великом предначертании быть матерью, ею же воспринимается, как кощунственная и крепостническая. Всякое напоминание о библейских заповедях на свой счет она расценивает  не иначе, как посягательство на ее особый статус, как унижающее ее достоинство. И бежит в суд!..

Я склонен считать, что именно многовековая борьба женщины за место под солнцем с мужской невосприимчивостью ее притязаний, непримиримостью его с, якобы, неравноправием, исказило смысл этой борьбы и выработало такие скрытые механизмы и методы, которые сегодня невозможно назвать нравственными и даже допустимыми в нормальном цивилизованном обществе.

Любовь, которая была дана Богом человеку как великая награда от Духа Святого, окончательно превращена женщиной в предмет самой низкопробной, пошлой торговли, в ложный, но верный и скорый метод достижения намеченных целей, богатства и удачи.

История помнит бесконечное число авантюрных похождений великих жриц  любви, которые бросили в жаркие топки меркантильных помыслов без остатка божественный дар,  подчинив этому чувственному безумию не только собственную судьбу, но и жизнь своих близких, интересы и будущее своей страны, своего народа.

Проиллюстрировать эти крамольные утверждения, которые, естественно, придутся не по вкусу миллионам сегодняшним соискательницам безраздельной и полной власти над людьми, я хочу на примерах жизни всего двух фавориток, которые усилиями несгибаемой воли сумели стать властительницами смущенных ими душ. Благодаря чему и сыграли неисправимо роковую роль в истории стран, в которых воссияла их яркая холодная звезда, переродившаяся в сверхплотную  космическую черную дыру, поглотившую  и их мир, и их самих.

 

А после нас хоть потоп!

Мужчина так грубо скроен, что ему постоянно хочется броситься в объятья женщины, похожей на ту, которая запомнилась человечеству, как ловкая и творчески одаренная  любовница всех времен, затмившая  собой европейских королев. Даже если эти объятья – искусно расставленные сети… Я говорю о маркизе Жанне-Антуанете де Помпадур – в принципе, тоже Золушке, но далеко не похожей на тех, которых я представил в предыдущей главе. Ее отец был лакеем,  который однажды  занялся поставками провианта провинциальному ведомству и несколько преуспел в деле.

Но не это убогое занятие отца-лавочника явилось трамплином для будущего триумфа Жанны, а  строго выверенное расчетливое замужество за богатого буржуа, схожего, как две капли воды, с нашими нынешними удачливыми новыми русскими. У этого брака не было перспектив, зато он обеспечил твердую материальную опору для авантюрного и жизнестойкого характера, молодой, талантливой, хорошо образованной  провинциалки, вознамерившейся покорить королевский Версаль.

Молодость, свежесть и, особо, красота – это козыри не битые, и они приносят самое большее количество удач женщине. Бесспорно! Но со временем красота неминуемо блекнет. Многие в растерянности и панике начинает суетиться, искать спасения у гадалок, алхимиков, косметологов, чувствуя приближение заката… А напрасно!

Выигрывают только мудрые женщины, владеющие искусством тончайшего свойства: тускнеющим лучом внешней красоты озарить и зажечь красоту внутреннюю, как более совершенную, более загадочную, более женственную. Таким искусством профессионально пользовалась де Помпадур. Это вынуждены были признавать даже ее многочисленные враги.

Как все же важно для женщины уметь красиво стареть…

* * *

Жанна-Антуанета Пуассон, поверившая без тени смущения гаданию цыганки, предсказавшей ей звездную судьбу,. с 9-ти лет готовилась к этому звездному полету. И уже в 19-ть сумела с блеском подать себя в обществе. Выйдя замуж за невзрачного, но богатого человека, она обеспечила свой выход в историю, заявив, что никто не сможет сбить ее с пути истинного, кроме самого короля. И общество очень скоро это оценило.

Далеко не легкомысленная, а недвусмысленная фраза, пущенная неглупой и юной кокоткой в королевские покои, нашла того, кому предназначалась. Король услышал ее, но еще не скоро воспользовался  скрытым в ней смыслом. Окруженный капризными фаворитками Людовик XV не имел времени более внимательно рассмотреть малютку Пуассон.

К тому же, в свете мнения о ней разнились. Если одни говорили, что эта блондинка со слишком бледным лицом полновата и плохо сложена, то другие восхищались «всегда прекрасным цветом лица», «прямым и совершенной формы носом», «очень красивыми зубами», «чарующим голосом», «воспитанностью и отменным вкусом.». За ней стали ухаживать и добиваться  благосклонности..

Она же упрямо и настойчиво шла к цели. Ей нужно было только одного – обратить на себя внимание короля. Только одного!.. Во всем другом несокрушимая Жанна Пуассон была уверена. Она знала, что сумеет удержать монарха-ловеласа подле себя.

И однажды  она своего добилась.

Ее роман с Людовиком в истории французского фаворитизма был самым долгим и самым безоблачным.. 20 лет мадам де Помпадур всецело владела помыслами Людовика XV

 Почти половину своей короткой, искрометной и бурной жизни она задавала светский тон в Версале и являлась законодательницей моды, вкусов и поведения самого могущественного и просвещенного двора в Европе.

Отменный вкус, чувство современности… Ее законно считают крестной матерью и королевой рококо. Ее влияние на искусство, ремесла –  неоспоримо. Вальтер, Руссо, Бюффон, Аламбер, Дидро, Мармонтель были ее друзьями. Многим из них она помогла

Кстати, ее покровительство над великими деятелями французского просвещения, энциклопедистами и философами грядущего в скором времени сыграют ту самую роковую роль, которая потрясет Францию основательно.

В частности, именно  маркиза большими стараниями вывела в свет и благословила Жан Жака Руссо тогда, когда он терпел лишения и не мог защитить свои интересы. Она позаботилась о том, чтобы на сцене королевского камерного театра поставили пьесу Руссо «Сибирский прорицатель». И сделала еще многое для популяризации его творчества.

А спустя четверть века Великая французская буржуазная революция, которая воспримет без поправок свободолюбивые мысли Жан Жака Руссо и сделает их своей идеологией не оставит камня на камне от мира, в котором  балы правила вознесшаяся на вершину королевской власти маркиза де Помпадур.

Через четверть века восставший народ, с которым маркиза была в непримиримой ссоре,  и даже не интересовалась его существованием, отплатит ей презрением. За то, что она в пору нищенского существования простых французов была полностью поглощена безумными тратами огромных сумм из королевской казны, на строительство новых замков, галерей, украшая королевские залы и выставки помпезной роскошью, амурной лепниной, позолотой и фантастическими головами античных птиц и мифологических зверей.

А ее раболепствующих подданных, составлявших окружение и смысл ее жизни, народ казнит. В их числе и людей близких:  короля Людовика XVI, приемника Людовика XV, чья беспечная молодость прошла на ее глазах, в ее салонах и забавах. Его жену – королеву Марию-Антуанетту, тоже прошедшую крещение во французском дворе под ее руководством, Их казнят на гильотине, как простолюдинов, показательно, на глазах многотысячной толпы, со связанными за спиной руками. И младший палач – молодой безусый парнишка поднимет с грязного эшафота снесенные гильотиной кровоточащие головы бывших монархов за волосы и, высоко подняв над собой,  покажет их ликующей толпе .Дофин же  – наследник престола – Людовик XVII одиннадцатилетним мальчиком будет замучен в тюрьме.

Все это состоится через четверть века. А пока она искренне покровительствует Жан Жаку Руссо и пытается даже выхлопотать ему королевскую пенсию. Но король не идет на уступки, точно чувствует в Руссо своего могильщика. Не смотря на то, что маркизу окружали мыслители мирового масштаба, в душе она осталась неисправимой дочерью торгаша, помнящей о возможном банкротстве, а потому меркантильной, весьма практичной и  лукавой особой.

В ее письмах брату сплошь и рядом мелькали выражения, не имеющие ничего общего с великим французским просвещением  «Где бы вы ни встретили людей – пишет она – вы обязательно найдете в них фальшивость и любые возможные пороки». В другом письме она более откровенна: «За исключением счастья находится рядом с королем…, все остальное только переплетение злобы и низости, ведущее ко всяким несчастьям, что свойственно людям вообще… »

Живя очень сложно, в постоянном страхе быть забытой или отвергнутой королем, поверженной другими молодыми  фаворитками, жаждущими занять при  дворе ведущее и нераздельное место, она, тем не менее, сумела сделать много своим родственникам. Прежде всего, навсегда вывела их из лакейских и помогла сказочно обогатиться.

Она ушла из жизни непобежденной.  Ее мудрость снисходительна,  и в тоже время величава. Почувствовав, что теряет власть над королем,  она пришла к разумному выводу, что не должна препятствовать ему  заводить новых любовниц.

Мало того, она с готовностью взяла эту деликатную миссию на себя и, зная до мелочей вкусы короля Франции, сама выбирала для него фавориток.  Маркиза, таким образом, сохраняла свое могущество во дворе короля даже с «похолодевшими» руками.

Что такое любовница? Женщина, возле которой напрочь забываешь все недостатки ее пола, говорили мудрые. Если это так, то маркиза де Помпадур безоговорочно была самой возвышенной и гениальной  любовницей.

Писатель Соморсет Моэм  писал: «Все мы  тешим  смешные и нелепые мечты, в которых видим себя богатыми, красивыми, удачливыми, предстаем героями и героинями романтических приключений, и все-таки в большинстве своем мы достаточно благоразумны, трусливы и ленивы, чтобы мечтам всерьез влиять на наше поведение»

К ней это не относится, ибо она была настолько же романтична, насколько и практична. Ее мечты всегда реализовывались…

Любой  комментарий  о жизни женщины субъективен. А потому  его надо воспринимать, как версию, а не истину в последней инстанции. Вот и я рассчитываю, что моя версия, несколько отличная от многих других, займет свое место в ряду подобных.

Мишель Нострадамус удивительно точно описал эти помпезные и искусственно вздутые годы управления вкусами и модой страны, устанавливаемые маркизой в середине восемнадцатого века. Один из его катренов посвящен именно времени правления любвеобильного Людовика XV, по сути, отдавшего Францию во власть своих фавориток, которыми искусно и весьма успешно, точно гениальный  кукловод,  руководила маркиза.

Я думаю, что не ошибусь, если предположу, что именно с эпохи фаворитизма во французском  королевском дворе, французы родили свою знаменитую поговорку шерше ля фам. И справедливо! Они с иронией и не безосновательно во всех крупных государственных делах, во всех таинственных и загадочных обстоятельствах, житейских головоломка видят прямую связь с женщиной, которая никогда не светиться, не выпячивается, но всегда является первопричиной, основой и следствием всего сущего и непредсказуемого в истории империй, династий, стран и народов.

Шерше ля фам в случае с маркизой де Помпадур имел глубинные основания и обратил на себя серьезное внимание великого пророка и провидца, который за два с лишним века до нее точно предсказал предтечу великой французской буржуазной революции

Четверостишье астролога звучит так:

«Великая страна

обречена на потоп

Королем, которым правят

Одна за другой сменяются фаворитки…»

Историки и исследователи пророчеств Нострадамуса  утверждают, что, глядя сквозь толщу лет в будущее своей страны, прорицатель словно слышал слова мадам Помпадур: «А после нас хоть потоп», которые стали символом эпохи, закончившейся революцией..

Этот предельный эгоцентризм придворной знати, воспитанию которого немало усилий приложила крошка Пуассон. Она заботилась только о благополучии сегодняшнем, о своем пьедестале рядом с развращенным королем, и не интересовалась будущим, потому что, как и всякой женщине, оно не сулит ничего хорошего. Наоборот, пугает, пагубным неотвратимым и неизбежным старением. Эпоха, в которой явно отразился закат феодализма и абсолютизма королевской власти во Франции.

По воле истории Людовик XV станет последним благополучным королем Франции из династии Бурбонов, и Помпадур мирно завершит дни свои у власти.  Потоп, о котором с пренебрежением говорила маркиза, накрыл страну, и в нем погибла королевская Франция.

Беспечность французских золушек у кормила  поражает. И Пуассон не исключение Лишь полное удовлетворение собственных прихотей составляло ее счастье. Остальное не имело никакого значения.

 Кукушонок гнезда Птолемеева

Для знакомства короткая справка.. После смерти Александра Македонского его полководцы не понимали, каким образом впредь управлять такой могучей империей, созданной им? И не смогли мирно разделить ее. И сошлось великое непобедимое войско Александра на реке Ипсе друг против друга.  Бой, самый кровавый в истории Древнего мира, вели знаменитые полководцы Птолемей, Селевк, Кассандр с одной стороны. и Антигон – с другой.  По итогам  сечи проиграли сторонники неделимости империи. А ее защитник Антигон – погиб.

И она распалась на три государства. Птолемей получил в управление Египет, Селевк, стал родоначальником династии селевкидов в Сирии, Кассандр получил Македонию с Грецией

Династия Птолемеев продержалась у власти в Египте почти триста лет (с 304 до 30 гг. д. н. э) И если Птолемей Первый был полководцем уважаемым во всем Древнем мире, его знали от Индии до Рима и Карфагена, о его подвигах слагались легенды, то последняя представительница династии Клеопатра VII, сдавшая страну Риму, кроме позорных прозвищ и головокружительных любовных приключений ничего о себе в истории не оставила

* * *

Вам приходилось видеть девушку с лицом спелой дыни? Уже немеете, и оторопь берет?.. Сочувствую – незабываемое впечатление!.. Вот, если эту дыню куда-нибудь спрятать, укрыть на худой конец, то от всего остального – глаз не оторвать!

Часто именно так ваяет природа. Но почему? Полагаю, чтобы дать каждой женщине равные шансы творить себя, Женщин без изъяна не существует, в то же время у каждой из них есть то неповторимое и единичное, чего нет в других!     Неоспоримо? Да!.. Парадокс?!.. Тоже да!.. По большому счету, каждая женщина  придумывает саму себя, создает свой, сценический образ, с помощью которого умело покоряет мужской мир и безраздельно властвует в нем!

Это ее ширма и будуар, где она чистит запятнанные и залапанные перышки, приводит в порядок продырявленную ауру перед очередным выходом в свет. Не будь этого образа, женщина увяла бы, как ландыш в жаркой пустыне, ибо чувствовала бы себя незащищенной, бесстыдно голой и распахнутой со всех сторон  Застигнутая врасплох женщина  ощущает себя не лучше, чем в момент изнасилования.

Созданный, тщательно продуманный образ, как карнавальная мишура, сопровождает ее по жизни и настолько срослась с ней, что даже смерть не в состоянии отделить подлинное лицо от искусственной маски. Это очень мощное оружие в руках женщины, ибо каждая владеет им в совершенстве, как мушкетер шпагой, как колдун волшебной палочкой.

* * *

Немногим более двух тысяч лет назад родилась Клеопатра –  чудо Египта и всего Древнего мира! Я где-то вычитал потрясшую меня подробность – Клеопатра почему-то не жаловала свои ноги. Может быть, они были кривыми или, по ее собственной оценке, тонкими, коротковатыми, либо пухлыми?.. А, возможно, просто неприлично волосатыми, а в то далекое время не было такого обилия косметики для пользы тела… И это к тому, что у нее был грубоватый  орлиный нос и острый подбородок.

Я не случайно начал главу о знаменитой в Римском мире Клеопатре  VII Птолемей с вопроса о спелой дыне.  Большое количество голливудских красочных и кассовых фильмов весьма вольно трактуют жизнь и облик этой правительницы Египта. В них кроме имени царицы, времени  и места действия больше ни капли правды. Клеопатра в трактовке режиссеров фабрики грез – писаная красавица, перед которой безвольно падают ниц всесильные полководцы, сраженные ее неотразимой божественной внешностью.

Ну, да Бог с ними, с ногами и прочими изъянами тела Клеопатры! Наверное, это вовсе неважно  в сравнении с тем, какой мощью и силой притяжения управляла эта женщина

Историк Гуго Вильрих сказал: «У нее, как у настоящей дочери Птолемея, не было ничего женственного, кроме тела и хитрости…»

«Обладая притяжением Елены, страстностью Сафо и умом Аспазии, она могла бы стать второй Семирамидой, но, будучи рабой своих желаний, осталась только куртизанкой» – писали о ней ее биографы.

Они угадали самую суть Клеопатры, которую во всех пределах Великой  Римской империи звали не иначе, как «александрийской проституткой» или «египетской блудницей». Свое тело, таланты, всю себя Клеопатра приспособила холодному расчету, и только личной выгоде. И для этого она пользовалась сверхчувствительным даром от Бога – необыкновенно сладострастной натурой

Страстная и необузданная гречанка по крови, не знала удержу в желаниях, не понимала  и не чувствовала границ дозволенного и возможного

Она стала любовницей трех великих мужей Рима, – Гнея Помпея, Юлия Цезаря, Марка Антония, оставивших в истории о себе славу триумфаторов и непобедимых воинов. И она же, по сути, стала одной из причин убийства Юлия Цезаря в Римском сенате и самоубийства Марка Антония. Она довела его до решения объявить Риму войну, и предала в решающем сражении против Авгуса, спасая свою жизнь, задумав очередной коварный план соблазнения нового триумфатора.

Клеопатра была уверена, что сможет увлечь и Октавиана Августа, победившего ее, и даже уже приготовила акцию соблазна очередного императора Рима. Но, увидев окровавленного, умирающего Антония, которого страстно любила, отчетливо поняла, что во второй раз ей не суждено появиться в Великом Риме, как подобает великой царице: в золотой колеснице, окруженной сотнями покорных рабов.

Ее тогдашний, еще при  Юлии Цезаре, въезд в Рим,  потряс весь Западный мир своей пышностью.  Она вошла в Вечный город, как покорительница. Нынче же ей уготована честь стать  приложением триумфатора  в обозе трофеев, как пленная владычица Египта. Гордая Клеопатра не приняла своей новой участи и в 39 лет от роду свела счеты с жизнью, сунув руку в корзину с голодным и  ядовитым аспидом, не захотев участвовать в качестве побежденной в триумфе Октавиана.

Последний потомок династии Птолемеев в Египте, она и в родовом гнезде вела себя, как кукушонок. Необходимо пояснить, что в ту эпоху, дабы не «загрязнять» чистоту царственной крови, сохранить ее исключительность, в династии Птолемеев были  заведены и стали привычны браки между братом и сестрой, теткой и племянником. Поэтому Клеопатра, дважды выходила официально замуж за родных братьев. Однако ее замужества оканчивались трагедиями И понятно почему – в тринадцатом поколении кровосмешение рода Птолемеев привело к плачевным результатам.

Ее первый муж-брат Птолемей XII Дионис, при ее «содействии» утонул в Ниле. Ее второй муж-брат Птолемей XIII Неотерис, после нескольких лет фиктивного брака, по ее приказу «скоропостижно» скончался. Став в 19 лет единоличной правительницей Египта,  она без тени сожаления убила свою младшую сестру Арсиною . Детей – Цезариона от Юлия Цезаря и  Александра, Клеопатру и Птолемея – от Марка Антония – она бросила. Она прекрасно знала какая судьба ждет их после ее поражения и смерти, но ее не отягощали  родственные связи, она не испытывала зова крови….

Октавиан пленил их и привез в Рим, как богатый политический капитал. Старшего Цесариона вскоре казнил, ибо боялся, что сын Цезаря вполне может заявить свои права на Римский трон. Ко всему, кроме него некому было претендовать и на Египет! А после самоубийства Клеопатры, женщины-вамп,  Египет надолго потерял государственность и стал римской провинцией в Северной Африке, где, как и в Иудее власть осуществляли римские прокураторы – префекты..

И еще долгих семь веков эта огромная древняя цивилизация, останется во власти Рима, потом Византии, Персии, затем мусульманского халифата. Она будет разменной монетой, игрушкой в руках коварных и бездушных авантюристов от разных религиозных концессий, захлестнувших Восток в эпоху распада древней эллинистической языческой культуры Римской империи, непримиримой борьбы за ведущее направление в Азии – Зороастризма, Христианства, Иудаизма и Ислама .

А началось с нее – кукушонка гнезда Птолемеева., ее необузданной страсти, ради которой она не пощадила ни  своей армии, ни своего народа, ни своей страны. Все принесено в жертву любви, на алтарь Афродиты.

Так бурно и искрометно прожила свою короткую жизнь «нильская сирена» – одна из величайших гетер истории до Христа.  Клеопатра не дожила до рождения Спасителя 30 лет.

Странное совпадение – маркиза де Помпадур скончалась тоже за 30 лет до полного краха ее мира, ее идеалов, до смены обще6ственных ориентиров в  новой буржуазной эпохе.

Две великие соблазнительницы, по своей сути, была язычницами. Культ любовных наслаждений – вот смысл их служения! И это во многом оправдывает не только их, но всех язычниц, служительниц Афродиты – гетер и куртизанок.

Они обе ушли из жизни довольно таки молодыми по нынешним меркам. В самом расцвете женского обаяния и сексуального опыта. Клеопатре было 39, а маркизе де Помпадур – 43 года. Ушли потому, что остро почувствовали приближение критического возраста, усталость от  притворства и холодеющих токов сердца, которые больше не греют угасающие чувства   Ушли, потому что без буйства расцветшего в ласках тела, их жизнь потеряла смысл.

Демосфен, как  о само собой разумеющемся писал о жрицах богини Афродиты «… куртизанки нужны для того, чтобы ублажать нашу плоть, гетеры – для наслаждения, а жены, чтобы рожать нам законных детей»

Кем же были они?..

Менялись эпохи, а в них – нравы, общественные процессы, политика, идеологии, религии… Исчезали с карты земли империи, государства; уходили в небытие целые народы, а  «древнейшая» магия жриц любви устояла незыблемо, не потеряла значения и в наши дни.

 

Гарун АРИСТАКЕСЯН         

На картинке: маркиза де Помпадур

Ранее

Владислав Баумгертнер возвращается в Россию

Далее

Глава VII. О великих врачах античного мира

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru