Налог на бедность

Государство предлагает многомиллионной армии самозанятых легализовать свой статус и начать платить налоги в казну

Задумка проста как дважды два: деньги в стране закончились и теперь нужно находить скрытые резервы. Но есть большие сомнения. Во‑первых, в том, что ресурсы нянь и репетиторов – это резерв. Во-вторых, недоверие к государству в России столь значительно, что даже самые перспективные задумки властей не встретят понимания в обществе.

На портале бесплатных объявлений Avito предлагают услуги миллионы людей. Среди них не трудно найти комментаторов, готовых рассказать, как живут те, кто ищет работу каждый день. Мы нашли кузнеца, который зарабатывает на жизнь художественной ковкой заборных конструкций. Марк Сегул из Чебоксар не чуваш, его предки были молдаванами, и отец передал ему ремесло, которое позволило на протяжении всей жизни до самых последних лет отлично зарабатывать.

Как выжить, если искать работу каждый день?

«У людей резко упали доходы, соответственно, обеднели все. Сегодня я ищу заказы, на которых не ясно даже, удастся ли что-то заработать. Важно просто иметь оборот, выставить в «Инстаграме» красивые работы и таким образом найти новых заказчиков. Уже два года мне бывает не на что купить сырье для работы. Знаете, как я выхожу из положения? Ищу в объявлениях, кто продает гаражи. В них всегда куча хлама, и обычно это металлолом, он может быть полезен. Звоню, представляюсь сборщиком металлолома, говорю, что бесплатно могу очистить ваш гараж от ненужного хлама. И вот так на свой страх и риск еду к людям. Бывает, везет, беру полезный хлам. Бывает, не везет, считай бесплатно поработал сборщиком мусора, везу его на свалку. Мои конкуренты — цыгане, они делают то же самое, только представляются покупателями гаражей. Всегда ездят по двое – пока один идет типа снять деньги с карты, второй под присмотром довольных хозяев вычищает мусор. Но они часто «палятся» на том, что действуют очень избирательно, люди видят их интерес исключительно к металлолому», – рассказывает Марк. Он живет в большом доме, в семье два автомобиля, здесь не пахнет бедностью. Но супруга Марка вынуждена была выйти на работу. Недавно отучилась в Самаре на визажиста, теперь арендует рабочее место в парикмахерской неподалеку. «40 тысяч курсы стоили, недешево. Но что-то там она зарабатывает, не лезу», – говорит Марк.

Согласно официальной статистике, от 14 до 27 млн человек в России живут именно так, это огромный мир тех, кто своими руками, мозгами, ногами зарабатывает себе на жизнь.

Это не неудачники, которым не удалось найти себе постоянную работу. Сегодня в свободное плавание выпадают люди из системы образования с ее оптимизациями и сокращениями. На этом рынке все больше вузовских кадров, десятки тысяч квалифицированных преподавателей переведены на почасовую оплату, у них высвободилось время. На рынке разовых услуг оказались многие тысячи еще вчера госслужащих, попавших под сокращения либо «под горячую руку» в связи с большой антикоррупционной кампанией последних лет. Они не воры и не коррупционеры, но за арестами начальников чаще следуют увольнения и расформирования целых отделов в госструктурах.

«Нам так и говорят: скажите спасибо, что сидите дома, а не ходите в ФСБ или СКР на допросы, как на работу», – рассказывает Марина Светличная из Брянска. И резюмирует: из начальства в этом городе «сидят, кажется, уже все», а рядовые сотрудники ведомств оказались на улице.

«Сейчас мой рабочий график выглядит так. В первой половине дня еду в область, у меня часы в школе. Потом там же кружок. Возвращаюсь в город, два часа работаю в образовательном центре для детей, вечером приходят частники, тружусь как репетитор по подготовке к ЕГЭ. Пусть не думают, что работа репетитора – это какие-то большие деньги. Найти заказы очень сложно, огромная конкуренция», – в этом комментарии Марина обозначает важную проблему при идентификации самозанятых. Большинство из них где-то все-таки официально трудятся и получают официальную зарплату. Только работают не на полных ставках.

Они зарабатывают не благодаря, а вопреки государству. Массовый уход интеллигенции, госслужащих в частную практику прямо связан с тем, что государство последовательно сокращает рынок труда в бюджетной сфере. Конечно, эти люди не собираются платить налоги.

Что самозанятым предлагает страна?

15 ноября 2018 года Госдума одобрила в третьем, окончательном чтении пакет законов о введении специального льготного налогового режима для самозанятых граждан.

Для тех самозанятых, кто оказывает услуги или продает товары физическим лицам, налоговая ставка составит 4%, а для тех, кто оказывает услуги юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, – 6%. Уплата налогов будет осуществляться по упрощенной процедуре – для регистрации нужно будет скачать мобильное приложение Федеральной налоговой службы «Мой налог». Отчисление налога необходимо делать ежемесячно не позднее 25-го числа.

Максимальный доход самозанятого не может превышать 200 тыс. рублей в месяц.

Это налоговый эксперимент сроком на 10 лет. И пока он охватит только Москву и Подмосковье, а также Калужскую область и Татарстан.

Далеко не все смогут попасть в категорию «самозанятых». Например, нотариусы или адвокаты, поскольку их деятельность регулируется отдельными законами.

Действительно важное преимущество заключается в том, что закон оговаривает (и это нечто принципиально новое для российской практики налогообложения) неухудшение условий налогообложения в течение всего срока налогового эксперимента, то есть 10 лет.

Важный бонус получат регионы – участники налогового эксперимента. Сегодня регионы платят налоги за неработающее население в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Как только человек выходит из «серой» зоны, 1,5% от уплаченного им налога будут зачисляться в ФОМС, и регион за него платить уже не будет. Миллиарды рублей экономии.

Поэтому пока предварительно мы можем понять, что выиграет государство за счет легализации самозанятых, но трудно понять, что выиграют сами самозанятые. Сами по себе люди не выйдут из тени, нет бонусов. Текущая статистика это подтверждает. По состоянию на 1 октября этого года, только 2587 человек в стране зарегистрировались как самозанятые.

Фото: ТАСС

На фоне начала эксперимента введения налога на профессиональный доход Госдума продлила на 2019 год налоговые каникулы для нянь, репетиторов, а также граждан, оказывающих услуги уборки жилых помещений и ведения домашнего хозяйства. Все они освобождены от уплаты НДФЛ и страховых взносов. Для того чтобы получить льготу, им достаточно уведомить о своей деятельности налоговый орган.

Масштабы теневой экономики по оценкам Высшей школы экономики оцениваются в 20–22% ВВП. И очень хотелось бы получать деньги со всех этих свободных и независимых, но, правда, совсем не богатых людей.

Где живут русские няни?

Прогуляемся по улицам 50-тысячного города Рославль в Смоленской области. Некогда флагман промышленности региона, он давно в упадке. В последние годы власти занялись его благоустройством, город не выглядит депрессивно, но работы тут за рамками сферы обслуживания нет. Хорошей зарплатой считается 22–23 тыс. рублей в месяц. Взлеты и кризисы большой страны обходят такие места стороной – здесь всегда одинаково бедно, но стабильно. Однако более чем скромный рынок труда в городе заметно диссонирует с растущим благосостоянием горожан. Но на самом деле все просто: рынок труда для рославльцев формирует Москва, до которой отсюда 6 часов езды на автомобиле. Более низкие потребительские запросы жителей провинции по сравнению с жителями больших городов дают возможность выживать и на те доходы, которые люди получают дома, либо на социальную помощь. Но когда им нужны крупные суммы для решения своих больших проблем, они едут в столицу.

Здесь, в Рославле, на уличных досках объявлений предлагается работа по следующим направлениям: няня с зарплатой 35–50 тыс. рублей; работа в строительстве вахтовым методом – от 60 тыс. и выше; работа на складах, мерчендайзинг, работа в ритэйле – от 40 тыс. рублей и выше. Зовут даже в Росгвардию в другие регионы, водителями и т. п. Отдельный запрос на семейный труд: очень нужны в Подмос-ковье люди из глубинки с хорошим опытом хозяйственной деятельности на приусадебных участках. Доход на двоих до 90–100 тыс. рублей, можно работать только в зимние месяцы. Подавляющее большинство этих людей в правовом поле никак не оформляют свои отношения с работодателями. Это огромный рынок труда, в него вовлечено точно не меньше 10 млн человек.

Благосостояние Москвы распыляется на огромную окрестную территорию, которая охватывает полтора-два десятка регионов и десятки миллионов людей. Это здорово, так как если бы не мегаполис, их уровень жизни был бы не сильно выше, чем у жителей украинской или армянской глубинки. Но огромным минусом доступности маятниковой трудовой миграции и сравнительно высоких при этом доходов является полная нерасположенность населения к предпринимательской деятельности на месте. Естественные ресурсы населения, приусадебные хозяйства, дома, в отличие от других, южных, северокавказских, поволжских регионов, жителями центра страны не рассматриваются как потенциальный бизнес-ресурс.

Если бы эта огромная армия самозанятых зарабатывала с того, что делает у себя дома, а государство подкидывало им хотя бы небольшие бонусы «за открытость», то, возможно, действительно множество людей начали бы платить налоги. Налогообложение самозанятых могло бы стать прорывом, в случае если бы государство параллельно ввело программы поддержки «домашних» сфер самозанятости, для того чтобы естественные ресурсы населения – дома и земельные участки – могли бы приносить доход.

К тому же сейчас значительная масса самозанятых – это люди, которые торгуют услугами, знаниями и навыками и значительно реже-материально осязаемыми вещами, продуктами своего труда. Их бизнес не позволяет нажить материально-имущественные активы, в отличие от форм организации домашнего труда. Помимо того, что производятся, как правило, материальные активы, такая деятельность, и это мы видим повсеместно в национальных регионах, а также в Краснодарском крае и на юге вообще, позволяет обрастать собственностью. Сейчас самозанятый собственник, работающий в легальном поле, очень выгоден государству. Но бегающий между частными уроками горожанин с квартирой в ипотеку мало полезен как налогоплательщик. Государству нужен мелкий частный собственник, который зарабатывает сам и платит налоги, а его деятельность позволяет постепенно богатеть – социальная нагрузка будет снижаться.

Что лоббирует депутат Макаров?

РИА НОВОСТИ

Мы, однако, живем в России. Поэтому любая реформа у нас должна вызывать подозрение – кому это выгодно? В истории с введением налога на самозанятых мы знаем, что инициатор идеи – депутат Андрей Макаров, председатель Комитета по бюджету и налогам Государственной думы. На этапе рассмотрения законопроекта в пояснительных документах фигурировала сумма 13 млрд рублей, необходимых на разработку технологических платформ по удаленной регистрации самозанятых и постановке их на учет в налоговых органах. Это запредельная сумма для таких задач. При этом в тех же документах отсутствовала статистика относительно того, сколько денег планирует заработать бюджет на легализации самозанятых. Налоговый эксперимент, который обязательно расширится на многие регионы страны, вполне может быть на самом деле «платформой» для создания бизнес-ниши по его обслуживанию. Возникает вопрос: окупятся ли когда-нибудь деньги, потраченные на введение новых налогов? Не факт.

Наоборот, для государства практика налогообложения самозанятых несет отложенные риски, которые могут резко актуализироваться на фоне очень нестабильного положения малого и среднего бизнеса. Государство вообще крайне непоследовательно в своей политике в отношении частной инициативы. В этом году действия Центрального банка по противодействию различным «серым» схемам в безналичном обороте едва не разорили весь малый и средний бизнес страны. Счета более 840 тыс. юридических лиц были фактически заблокированы, так как компании были внесены в «черные списки» односторонним решением ЦБ. Это лишило бизнес возможности участвовать в тендерах, закупках, открывать новые счета. На предприятия давили, добиваясь закрытия старых счетов, при этом препятствуя выведению средств. Как результат, втрое вырос объем вывода финансовых активов за рубеж, правоохранительные органы отмечают, что только за третий квартал этого года выявлено более 500 фактов участия ЦБ фактически в рейдерском захвате бизнеса. Когда перед тем, как блокировать счета того или иного предприятия, на его руководство выходили представители компаний-конкурентов с предложением о покупке бизнеса по заниженной стоимости.

Сейчас проблема регулируется, но у малого и среднего бизнеса будет велик соблазн переходить в самозанятость, поскольку это хоть и сократит возможности, но упростит ведение дел. Даже довольно крупным компаниям будет выгодно переводить часть работников в разряд самозанятых и, соответственно, снижать расходы по уплате НДФЛ и платежей во внебюджетные фонды.

Лоббисты налогообложения самозанятых вполне могут со временем расширить список направлений деятельности, которую могут вести самозанятые, с целью минимизации налогов для вполне себе крупных отраслевых игроков. Таким образом, государство не получит, а потеряет даже не миллиарды, а десятки и сотни миллиардов рублей. С другой стороны, если налого-обложение самозанятых спасет какую-то часть малого бизнеса от разорения из-за фактически рейдерских схем государственных институтов, то это тоже большая польза и успех. Тогда можно будет сказать, что депутат Макаров спасает национальный бизнес от системных либералов, выполняющих заказ госкорпораций на монополизацию экономики страны.

Однако няни и репетиторы мало что выиграют от этих больших игр. Людям нужна поддержка их частных инициатив, даже если они и не всегда осознают это.

Антон Кривенюк

По материалам: “Совершенно секретно”

Ранее

У «дочки» РЖД нашли 1,5 миллиарда из бюджета Свердловской области

Далее

В России могут измениться вкус и качество пива

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru