Высокопоставленные коррупционеры, с которыми два года боролся на посту главы Роскосмоса Владимир Поповкин, пытаются вернуть свои позиции?
Одно из самых знаковых событий октября – отставка главы Роскосмоса Владимира Поповкина. И хотя эту отставку ждали достаточно давно, никто не ожидал, что это произойдёт настолько тихо и торопливо. Более того, экспертное сообщество однозначно оценило это событие как негативное для отрасли в целом. Уход Поповкина означает, по сути, свёртывание реформ, которые прежде всего заключались в антикоррупционной зачистке отрасли. Первые же шаги Олега Остапенко на посту руководителя Федерального космического агентства (Роскосмос, ФКА), к сожалению, подтверждают эту крайне пессимистическую оценку. Почему? В этом разбирался журналист-расследователь.
Начать, вероятно, нужно даже не с того, почему ушёл Поповкин, а с того, как это было сделано.
Из информации, которую можно почерпнуть в СМИ, следует, что Поповкина уволили по его же собственному желанию. Однако скорее всего никаких бумаг на эту тему он не писал и не подписывал.
Как боролись с Поповкиным
Как утверждают некоторые блогеры, в начале октября состоялся непростой разговор между профильным вице-премьером Рогозиным и Поповкиным, в рамках которого якобы и было озвучено пожелание премьера России расстаться с руководителем ФКА. Говорят, после этого глава Роскосмоса, уходя, так сильно хлопнул дверью, что сотрудники аппарата просто не смогли «не слить» информацию об этом инциденте некоторым журналистам. Переводя на русский язык: бывший руководитель Роскосмоса не удержался и выругался.
Этот факт, в достоверности которого автору данных строк сомневаться не приходится, свидетельствует о том, как реально была накалена обстановка в правительстве накануне кадрового переворота в Роскосмосе. Печально, потому что с точки зрения человека, который уже не первый год пытается писать о махинациях российских космических боссов, после довольно некрасивого увольнения Поповкина никаких признаков улучшения ситуации в Роскосмосе не наблюдается. Возможно, ещё не пришло время торопиться с выводами. Но уже произошло немало событий, которые убедительно доказывают, что затеянная в российской космонавтике реорганизация, возможно, лишь сведение счётов с опальным руководителем! И никак не более того!
О чём я говорю? О том, что те люди, прежде всего высокопоставленные коррупционеры, с которыми два года пытался бороться на посту главы космического ведомства Поповкин, вернули или пытаются вернуть свои позиции. Причём уже в новом качестве и с помощью нового главы агентства! Информация, о которой ниже пойдёт речь, свидетельствует, что с таким подходом к реформированию отрасли наша космическая программа обречена на дальнейшую стагнацию. И уж совершенно точно, что в ближайшее время прорывов от российского космоса ждать не стоит.
Однако всё по порядку. Нужно сразу оговориться, что я не раз в своих материалах, что называется, «прикладывал» Поповкина. И в данном случае речь тоже не о том, чтобы реабилитировать этого человека. Однако я хочу подвести некоторые существенные итоги его работы, чтобы читатель понимал, что на самом деле произошло за два его года в отрасли.
По моему мнению, Поповкин, принимая дела, получил, что называется, карт-бланш на приведение отрасли в чувство. Сам Владимир Александрович это понимал прежде всего как борьбу с чудовищной коррупцией, захлестнувшей ФКА. Основные пункты его программы были изложены в знаменитом выступлении отставного генерала в 2011 году в Государственной думе. Уже тогда прозвучали первые печальные пророчества, что долго ему работать не дадут, уж слишком он ущемлял интересы мощного «космического лобби» и так называемых космических генералов – директоров предприятий отрасли, у которых он волевым решением отнял их «золотые парашюты» и ввёл различные иные ограничения на рост заработной платы и премий топ-менеджеров.
И реакция «обиженных» не заставила себя ждать: сначала произошёл скандал с его пресс-секретарём-фотомоделью. Была тогда пьяная драка или нет, теперь уже никому не интересно. Однако неприятный душок от этой истории остался и по сей день. Но это были, что называется, цветочки. Настоящая катастрофа для Поповкина началась тогда, когда ему фактически отдали приказ на запуск марсианского аппарата «Фобос-Грунт».
Чем этот старт закончился, сегодня знают все – полнейшим провалом! Впоследствии, после проверки Счётной палаты, стало очевидно, что осуществлять запуск этого космического аппарата в том состоянии, в котором он находился, было категорически нельзя. Он элементарно был не готов. И По-повкин, выпускник физмата, имеющий громадный опыт работы в индустрии, прекрасно это знал, докладывал об этом «наверх». Но тем не менее именно «в верхах» запуск «продавили». В итоге аппарат стоимостью 5 млрд рублей с большим международным резонансом «потерялся» на орбите. И хотя все прекрасно понимали, что Поповкин, который руководил отраслью к тому моменту менее полугода, здесь ни при чём, де-юре ответственность всё равно была возложена на него. К тому же упоминавшаяся выше проверка «счётки», как уже говорилось, выявила огромное нецелевое расходование средств в ходе реализации этого проекта.
А затем прокатилась целая серия аварий с ракетоносителями, опять же изготовленными в допоповкинский период, последняя из которых, авария «Протона» с тремя спутниками «Глонасс» на борту, как утверждают в прессе, и стоила Поповкину его кресла. Я здесь не буду за неимением места разбирать все эти аварии. Остановимся лишь на последней: это важно для понимания причин отставки Поповкина.
«Протон» преткновения
Официальной причиной аварии, со слов вице-премьера, стали неправильно установленные датчики угловых скоростей. Причём сразу все три. Чтобы читатель понимал, расскажу, как этот прибор устанавливается в нише на корпусе изделия. Сборщик просовывает руку в специальный лючок на корпусе и устанавливает его, что называется, вслепую. Снаружи это место не видно. Но весь фокус в том, что установить его неправильно просто физически невозможно, такова его конструкция. Даже если сборщик каким-то чудесным образом умудрился бы «воткнуть» в корпус ножки датчиков в неположенных местах, ошибку сборщика обязаны были заметить и исправить старшие, более опытные коллеги. Дело в том, что после рядового сборщика изделие проверяют мастер участка и отдел технического контроля. Проверяют очень просто – сначала осматривают, то есть ощупывают прибор, а затем «прозванивают» цепь. Если установка произведена неправильно, то это сразу должно быть видно. Видно на дисплее. И вот теперь попробуйте ответить мне, каким образом ракета сразу с тремя неисправными датчиками прошла предстартовый контроль? Ответ только один: настоящую причину трагедии от нас, по всей видимости, скрыли. Молодого сборщика просто назначили виноватым. При всём желании списать причину аварии на наше обычное русское разгильдяйство невозможно, всё это больше походит на тщательно подготовленную операцию. При этом трудно не обратить внимание ещё на одну тенденцию последних лет: когда на борту «Протона» находились новейшие спутники «Глонасс», неизбежно происходили аварии. Причём по глупейшим причинам. То впервые в истории космонавтики перельют топливо, то датчики перевернут. Всё это было бы смешно, если бы не было так грустно. И об этих причинах совершенно открыто говорило в СМИ всё экспертное сообщество – не какие-то там некомпетентные журналисты, а заслуженные академики.
Но тем не менее СМИ озвучивают народу версию о том, что какой-то молодой рабочий чуть ли не молотком вогнал эти датчики в корпус. Это, простите меня, уже совсем странно, потому что свободное пространство в микроотсеке на корпусе ракеты, где установлены эти датчики, составляет всего несколько сантиметров! Каким таким молотком там можно было махать? И вот здесь самый главный вопрос: зачем останавливаться на заведомо вызывающей критику версии ЧП, вместо того чтобы приступить к серьёзному расследованию происшествия? Почему этот вопрос важен? А вот почему.
Владимир Поповкин известен своей бескомпромиссностью. Редкое по нынешним временам качество для чиновника высокого ранга! Поэтому неудивительно, что именно с его подачи в бытность главой Роскосмоса был заведён ряд знаковых уголовных дел. Вероятно, к ним имеют отношение две ключевые фигуры современной российской космонавтики – глава ведущего предприятия отрасли ракетно-космической корпорации «Энергия» Виталий Лопота и теперь уже бывший руководитель холдинга «Российские космические системы» Юрий Урличич. Мало кто знает, что деятельность этих господ сегодня на карандаше у специальных бригад в Следственном комитете, а число уголовных дел по разным эпизодам может перевалить за несколько десятков. И вот теперь спрашивается, почему руководство, вместо того чтобы дать Поповкину карт-бланш на расследование и на последнее происшествие с «Протоном», предпочитает подать эту аварию как повод для его отставки? Это как минимум нелогично – этот человек пришёл всего два года назад с карт-бланшем от президента страны на чистку отрасли. Два года – ничтожно малый срок для того, чтобы расчистить авгиевы конюшни нашего Роскосмоса, это же очевидно. Например, нынешний заместитель ведомства Игорь Комаров, которого прочат в руководители создаваемой Объединённой ракетно-космической корпорации, уже сообщил журналистам, что два года ему потребуется только для того, чтобы создать структуру будущего космического монстра. Однако всё равно важно не упустить время, чтобы через два объявленных года Россия не была вытеснена даже из такого сегмента космической деятельности, как пусковые услуги! Самый поверхностный анализ ситуации в мировой космонавтике наталкивает на мысль, что реформатор Поповкин кому-то очень сильно мешал. И не только в России! Мешал прежде всего тем, что попытался разорвать устоявшиеся коррупционные связи в отрасли. Мешал, потому что видел пути вывода отрасли из кризиса! И даже совершил ужасное, с точки зрения отраслевых генералов, «преступление»: ввёл строгую финансовую дисциплину. Впервые за 20 лет в российской космонавтике руководство Роскосмоса пыталось навести порядок с ценообразованием! Представьте себе, что в момент, когда Поповкин пришёл в Роскосмос, некоторые российские спутники весом 300–400 килограммов обходились российскому бюджету во столько же, во сколько и новейшие истребители с самыми современными системами вооружения. А корпорация «Энергия» пять лет подряд скрывала информацию о ходе строительства резервного космического корабля. Который должен был быть построен в 2007 году! К слову сказать, его, видимо, нет и по сей день. А ведь это не только миллиарды украденных из бюджета рублей, но и подорванный престиж российской космонавтики на мировой арене!
Ну а если вспомнить о 6,5 млрд рублей, бесследно исчезнувших из госбюджета в рамках ФЦП «Глонасс», то станет понятным, как и кому мог насолить Поповкин.
Космический «реваншизм»
Чтобы понять, насколько аргументирована моя версия, давайте посмотрим на первые шаги нового главы Роскосмоса Олега Остапенко. Одним из первых его кадровых решений стало возвращение ещё «доперминовского» пресс-секретаря, человека по фамилии Горбунов. В своё время тот был уволен из агентства – после специального расследования в отношении его со стороны спецслужб. После изучения деятельности этого господина в течение полугода органы разгребали за ним его «подвиги». Видимо, силовики предоставили главе Роскосмоса такие доказательства, что он был вынужден мгновенно распрощаться со своим подчинённым. Но это, так сказать, лишь баловство со стороны Остапенко, я бы даже сказал, лёгкая шалость. Потому что дальше начались дела посерьёзнее. Несколько недель назад, в октябре, состоялся второй после памятной аварии пуск ракеты «Протон». Этот старт неожиданно вошёл в историю тем, что впервые, я подчёркиваю, впервые за всю историю существования советского и российского космоса на старте ракеты не присутствовал председатель госкомиссии (либо его заместитель)! В данном случае это глава Роскосмоса или один из его замов. Чтобы читатель понимал весомость произошедшего, замечу, что таким образом произошло грубейшее нарушение регламента пусков, утверждённого на высшем государственном уровне. Это фактически уже должностное преступление, которое может повлечь за собой уголовную ответственность: осуществлять пуски без председателя госкомиссии запрещено.
Автор этих строк пытался выяснить, почему Остапенко и его ближайшее окружение проигнорировали столь важный старт. Но никаких внятных причин или вразумительных объяснений от близких к Роскосмосу людей я так и не услышал. А ведь речь идёт о новой команде, которую только что назначили руководить Роскосмосом! Да уж! Очень интересный человек пришёл к руководству отрасли. Крайне любопытно, что дальше будет, если он так начинает.
На этом фоне из Роскосмоса приходят ещё более серьёзные сведения. Например, в ведомстве сегодня часто видят господ Лопоту и Ремишевского. Один из них, Лопота, прошу прощения за каламбур, на мой взгляд уже давно и прочно сидит на «лопате» Следственного комитета России, а второй – всего два года назад был уволен из отрасли председателем правительства, ныне президентом РФ, за многочисленные упущения в работе.
Однако это не мешает названным господам сегодня регулярно появляться на ключевых совещаниях, посвящённых реструктуризации и реформе отрасли, где они выступают главными советниками Остапенко по этому вопросу. Более того, по информации из источников, близких к следственным органам, представители Остапенко сегодня ищут пути, дабы дезавуировать факты по возбуждённым делам в отношении ряда близких к нему лиц. А именно тех, с кем боролся Поповкин. Не исключено, что речь может идти о тех же Лопоте и Урличиче. И поэтому уже совсем не удивляет тот факт, что, судя по всему, готовится назначение Ремишевского на должность заместителя создаваемой Объединённой ракетно-космической корпорации. Есть и другие варианты реинкарнации бывшего зама главы Роскосмоса. Неужели президентский указ для Остапенко – не указ? Далеко пойдёт товарищ!
Я не знаю, правда это или нет, во всём этом очень много мутного и некрасивого. Хорошо бы, чтобы пресс-секретарь Горбунов прояснил общественности суть происходящего в Роскосмосе. Хотя, положа руку на сердце, верится с трудом, что мы услышим из Роскосмоса хоть какое-то внятное объяснение происходящему.
Немного о порядочности
Вместо эпилога я хочу рассказать ещё одну историю. Когда взорвался злополучный «Протон», в командном бункере, где находилось всё руководство Роскосмоса, прозвучала команда «Газы!». Но выяснилось, что в бункере оказался всего один исправный комплект химзащиты. Его тут же предложили надеть Поповкину – как главному лицу. Сделав замечание руководителям ЦЭНКИ, в чьём ведомстве находится эксплуатация космодрома, Поповкин выкинул протянутый ему противогаз, затем высадил из своей машины водителя (чтобы не подвергать того лишней опасности), сам сел за руль и поехал на место аварии. И руководил лично самым опасным, первым, этапом ликвидации её последствий. Вот знаете, я этого человека уважаю. И не только за это. Он пытался как мог закрыть собой эту амбразуру по имени Роскосмос, и не только в день той злополучной аварии «Протона». По крайней мере он честно пытался, даже с угрозой для здоровья. И хотя, наверное, это слабое утешение, позвольте мне, товарищ генерал, от имени некоррумпированной России поблагодарить вас за честную службу. Я надеюсь, что вы ещё вернётесь в строй.
Марат ХАЙРУЛЛИН