Вопреки закономерности современных демографических преобразований мир поклоняется молодости, а в европейской культуре преобладает негативный стереотип старика-ненужного, неуспевающего за темпом повседневной жизни
С незапамятных времен люди жалеют утраченную молодость, а молодые боятся приближающейся старости. Западная мысль считает старость злом, хромотой, печальным временем, которое является подготовкой к смерти. Иногда на смерть смотрят более благоприятно, чем на скудную старость, потому что это освобождение от немощи, беспомощности. Старость больше, чем остальные периоды жизни выражает двойственность человеческой судьбы. С одной стороны, лица пожилого возраста являются неотъемлемой частью общества, а с другой стороны их рассматривают так, как будто ему уже не принадлежат.
В классической литературе подчеркивается благородство, мудрость и величие стариков, которые чем дольше живут, тем больше они заслуживают уважение и признание. Долгая жизнь была признаком благосклонности Божией, а отсутствие престарелых-знак проклятия над семьей.
Убежать от старости
В глобальном масштабе доля людей, живущих в старости, постепенно увеличивается. Демографическое старение общества стало символом XX века. Открывается все больше пансионатов для пожилых. Итак, существует необходимость обратить внимание на последствия этого явления. Однако вопреки закономерности современных демографических преобразований мир поклоняется молодости, а в европейской культуре преобладает негативный стереотип старика-ненужного, непоколебимого за темпом повседневной жизни.
Стереотип старости отождествляется с видением поражения. Отсутствие надлежащего образования заставляет смотреть на неизбежную старость со страхом. Есть опасения, что произойдет развитие современной геронтофобии, т. е. враждебного чувства к людям пожилого возраста, проявляющегося в безразличие, отсутствие понимания для людей, нуждающихся в уходе, помощи и любви. О старости говорят как о больном, необходимости использовать помощь других. Такие отношения, не имеющие обоснования в существующие знания о специфике процесса старения, негативно влияет как на формирование социального отношения к старости, как и на самочувствие тех, кто перешагнул порог пенсионного возраста. А ведь выход на пенсию для большинства людей это вовсе не значит, старость и вытеснение на обочину! В каждый этап жизни человек должен идти с полным осознанием изменений, которые следует принять, и с хорошим настроем, нацеленным на использование его преимуществ. Подготовка к неизбежной для каждого старости после толкают нас за пределы сознания, мы не хотим об этом думать, потому что в менталитете социальной со старостью связано миф жизненной неудачи. А этого мы хотим избежать любой ценой.
Образование в старости
Важное значение в процессе образования хорошего и сознательного переживания старости имеет мотивации людей к активности, как физической, так и интеллектуальной деятельности. Геронтологическая психология доказала, что утраченный в результате пренебрежения умственный потенциал может быть вновь активизирован целенаправленной тренировкой.
Необходимость изменения
С тревогой можно сделать вывод, что во всей обширной системе воспитания молодежи, проблемы подготовки к собственной старости, старости родителей, бабушек и дедушек не должным образом доработана. В школах и учебных программах слишком малое внимание уделяется обучению молодых уважать для пожилых людей; не объясняется процесс старения общества, и роли, которую пожилые люди могут в нем играть. А ведь в большинстве это люди, которые хотят нормально функционировать в обществе.
Долгосрочные недостатки образования в пользу старости, ничтожность знаний общества о преимуществах и недостатках этого этапа нашей жизни приводит к возникновению негативного поведения у многих людей пожилого возраста. Поэтому нам нужны разнонаправленные изменения, которые охватывают все общество, а не только пожилых людей. Эти изменения должны охватить, прежде всего, сферу образования, нравственности и здоровья.