Как распределяет многомиллиардные подряды первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД»
Первый заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Анатолий Краснощек, возможно, уже не знает, что попросить у Деда Мороза в этом году. Ведь многомиллиардные контракты среди своих подрядчиков Анатолий Анисимович, как сообщают СМИ, и так распределяет самостоятельно.
Когда министры РФ причисляют сферу государственных заказов к числу самых коррумпированных в России, Анатолий Краснощек должен знать, о чем они говорят. Компания ООО «Монолит», зарегистрированная в Санкт-Петербурге и занимающаяся строительными проектами, самым волшебным образом, без тендеров, в 2016 году получила от АО «РЖДстрой» несколько контрактов на сумму, превышающую 1 млрд 235 млн руб. А в 2017 году – уже на 804 млн рублей. То есть больше 2 млрд руб, при том, что конкурсы на сотни миллионов рублей чудом проскальзывают через процедуру закупки у единственного поставщика. И это даже и не скрывается – все данные и цифры можно найти в официальных источниках.
Многие предприниматели мечтают побороться за госзаказ, ведь именно такие огромные госкорпорации как РЖД – лидеры по объему контрактов с подрядчиками. Договор с ними может обеспечить получившей его компании стабильные рабочие места и прибыль. Но в нашем случае все сливки снимают не зарекомендовавшие себя на рынке фирмы, а структуры, управляемые людьми хоть с небольшим профессиональным опытом, зато с прекрасными связями с топ-менеджментом компании, распределяющей блага госзаказа. Вот и снова контракт РЖД ушел подрядчику, название которого ничего не скажет не только обычным гражданам, но и участникам строительного рынка. Фееричный пример подобного партнерства – первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Краснощек Анатолий Анисимович и ООО «Монолит».
Если вы перейдете на сайт «Монолита», который с 1999 года является «генеральным подрядчиком для государственных организаций», то в разделе «Отзывы» первой в списке благодарностей будет благодарность от Анатолия Краснощека, тогда еще первого заместителя начальника Октябрьской железной дороги. В ней Анатолий Анисимович не только благодарит компанию за ремонт железнодорожных переездов, выполненный «в рамках подготовки Санкт-Петербургского железнодорожного узла к проведению саммита глав государств «Группа восьми» в 2006 году», но и выражает надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество. И он знает, о чем говорит, – ведь семь из девяти благодарственных писем в разделе «Отзывы» на сайте «Монолита» получены от РЖД.
К сожалению, на сайте организации благодарственные письма есть, а вот бенефициары общества не указаны. Правда, в системе СПАРК они без труда находятся. Бенефициаров у ООО «Монолит» двое: Сергей Стороженко и, вы не поверите, Сергей Краснощек. И, согласно расследованию «Новой газеты» это не единственная их компания – всего насчитали 9 фирм, которыми Стороженко и Краснощёк владеют совместно. «Стороженко – участник второго по объему контрактов «кластера» скрытых объединений подрядчиков РЖД. А одна из компаний бизнес-империи Сергея
Стороженко, ООО «СКА», является одной из ведущих структур «кластера номер 2».
Если мы обратимся к официальной информации, то станет известно, что крупная транспортная компания ООО «Системы Консалтинга и Аутсорсинга» («СКА») зарегистрирована в конце 2008 года на основе автотранспортного комплекса Восточно-Cибирской железной дороги. Представлена: в Дальневосточном регионе, Красноярском крае, Иркутской области и Северо-Кавказском регионе. Заметьте: создана в декабре 2008 года! А совершенно случайно в июле 2008 года Анатолия Краснощека назначают начальником Восточно-Сибирской железной дороги. После этого участники рынка стали жаловаться на то, что «СКА» без конкурса стала получать контракты на грузоперевозки по завышенным ценам.
Немного простой пример коррупционной математики: твоя компания выходит на рынок и начинает работать с тарифами 600-700 руб. за машино-час в 2009 году. А к 2013 году средний тариф у тебя уже 1300 руб. за машино-час, хотя на других железных дорогах в 2,5 раза меньше, и поднимать они его не собираются. В итоге при себестоимости 400-600 рублей за машино-час при производственной программе свыше одного млн машино-часов в год за 2012-2013 годы объём вывода денег составлял порядка 600 млн рублей в год. Чем не новогоднее чудо?
Вообще, и с «Монолитом», и со «СКА» у Анатолия Краснощека сложилось, как пишет «Комсомольская правда в Санкт-Петребурге», долгое плодотворное сотрудничество. И с каждой новой высокой должностью Анатолия Анисимовича дела этих фирм шли в гору. Читаем на сайте компании: «В 2015 году произошло значимое событие для компании «СКА». Выиграв в крупном конкурсе на право оказания автотранспортных услуг для ОАО «РЖД», мы расширили территорию своей деятельности и в настоящее время имеем представительства не только в Восточной Сибири, но и в Дальневосточном регионе, Красноярском крае и Северо- Кавказском регионе. За один год численность сотрудников компании увеличилась с 900 до 5000 человек».
Жаль, там не написали, каким образом «СКА» только в 2015 году выиграли конкурсов на 24 млрд рублей по статье «автотранспортное обслуживание РЖД» – направление, которое тоже, не иначе как по удивительному стечению обстоятельств, курирует Краснощек. Тут уж пусть читатель сам догадается.
А в 2016 году Анатолий Анисимович, будучи уже первым вице-президентом РЖД, подписывает распоряжение N 525р «Об утверждении Условий транспортного обслуживания ОАО “РЖД”». И сразу после выхода этого документа компания «СКА» указана в СПАРК как победитель еще одного конкурса РЖД, уже почти на 2 миллиарда рублей. При этом больше всего участников рынка возмутил тот факт, что ранее аналогичный конкурс отменяли, если верить информации издания, по личной просьбе Краснощека, так как ООО «СКА» дало худшее предложение и не могло победить, оказавшись хоть в какой-то конкуренции.
Новая зона ответственности Анатолия Анисимовича – контроль грузоперевозок РЖД. Вуаля – ООО «СКА» сразу берет в лизинг уже не только автотранспорт, но и полувагоны для угля!
Сказать, что подобный круговорот миллиардов рублей между «своими» компаниями приводит к глубоким негативным последствиям в экономике нашей страны, – это не сказать ничего. Каждый освоенный подконтрольными топ-менеджеру РЖД структурами рубль не просто убивает транспортную отрасль нашей страны. Это деньги, украденные у национальной экономики.
Виктор Морозов