Рост НДС с 18% до 20% с января может привести к заметному росту цен на продукты и будет равносильно снижению реальных доходов населения на 1-2%
Такой прогноз дает Центр конъюнктурных исследований Высшей школы экономики в обзоре о состоянии климата розничной торговли.
«В значительной степени пострадают от повышения НДС промышленные виды деятельности, имеющие в своем объеме реализации большую долю промежуточной продукции», – отмечает директор центра Георгий Остапкович: это, в частности, пищевая промышленность, напрямую ассоциированная с торговлей продовольственными товарами.
Сумма прямого налога на добавленную стоимость в производстве продовольствия вырастет более чем на 11%.
Большую часть этих издержек производители перенесут на следующих потребителей своей продукции, т.е. на торговлю, которая, получив новые прайс-листы, чтобы сохранить рентабельность, оставит наценку прежней. «Расплачиваться будет конечный потребитель товаров – домашние хозяйства», – пишет Остапкович.
Есть вероятность, что в условиях падающих доходов населения, ритейл притормозит рост цен на продукты первой необходимости (хлеб, молоко, масло, сахар, крупы и т.д.), «отбивать» ценовую маржу предпочтут на деликатесных продуктах, продуктах премиум класса, ликеро-водочных, табачных изделиях и других продуктах повышенной стоимостью.
«Однако долго применять подобный механизм крайне затруднительно. Если инфляция перейдет границу 6%, что крайне маловероятно, но возможно под влиянием других внешних факторов (не НДС), то все негласные социальные договоренности могут быть нарушены, и каждый будет «сам за себя», – резюмирует Остапкович.
По материалам: “Finanz.ru”