Под сенью креста

Сейм Литвы с большой помпой наградил группу соискателей так называемой премией Свободы, которая с 2011 года присуждается «за заслуги в борьбе за свободу, демократию и права человека»

Ранее этой чести были удостоены патриарх литовской политики Витаутас Ландсбергис и экс-президент Литвы Валдас Адамкус, который в годы Второй мировой войны являлся членом «Союза борцов за освобождение Литвы», а вскоре после ее окончания перебрался в США, где получил американское гражданство.

Нынче же высокая награда досталась сразу семерым «борцам за свободу» — Йонасу Чепонису, Йонасу Каджионису, Юозасу Якавонису, Брониславасу Юоспайтису, Витаутасу Бальсису, Йонасу Абукаускасу и Юозасу Моцюсу.

Чем же проявили себя поименованные лауреаты?

Рассказывая о «героях», литовские СМИ особо подчеркивают, что они не воевали с немцами. При этом восхваляется сам факт того, что, например, Йонас Абукаускас помогал литовским партизанам (здесь и далее имеются в виду участники вооруженных формирований националистического толка, действовавших в 1940–1950 годах на территории прибалтийских республик и получивших неофициальное название «лесные братья». — Ред.), а после трех лет отсидки участвовал в боях с подразделениями НКВД.

Еще один «герой», Витаутас Бальсис, уклонившись в 1944 году от призыва в Советскую армию, ушел к «лесным братьям». В 1948 году был арестован, до 1955 года содержался в Норильске, а затем до 1966 года сослан в Казахстан. Йонас Чепонис во время немецкой оккупации помогал бандитам, получал для них документы, перепечатывал их литературу. Позже вынужден был уйти в лес. В 1948 году арестован, приговорен к 25 годам.

Его ровесник Юозас Якавонис партизанил с 1944 года. В 1946 году арестован, до 1959 года отбывал срок в сибирских лагерях. Бронисловас Юоспайтис до 1944 года работал в семейном крестьянском хозяйстве, затем присоединился к партизанам. В 1951 году приговорен к 25 годам, отбывал срок в Дудинке. Йонас Каджионис, также работавший в семейном крестьянском хозяйстве, в 1948 уклонился от призыва в Советскую Армию и ушел в партизаны. В 1953 г. арестован и приговорен к 25 годам.

Юозас Моцюс в 1944 году вступил в созданный немецкими войсками для борьбы с наступающей Советской армией «Местный отряд». Затем присоединился к Литовской армии свободы. В 1946 году ушел в партизаны, в декабре 1947 года арестован и приговорен к 25 годам лишения свободы (позже срок был сокращен до 15 лет). Отбывал срок в республике Коми.

Комментируя церемонию награждения откровенных убийц, телеканал «Россия 24» заявил, что награжденные воевали на стороне Гитлера. Что тут же дало повод литовским политикам обвинить российскую сторону в искажении информации «о партизанском движении в Литве». При этом никто в Литве не отрицает, что все награжденные были участниками «Движения борьбы за свободу Литвы», то есть тех самых партизанских отрядов, уничтожавших местное население в годы войны и после нее.

Скромно замалчивают сегодняшние новоявленные историки и о том, прототипом какой организации являлось Движение борьбы за свободу Литвы. Если внимательно ознакомиться с документами, то видно, что у истоков этих так называемых партизан-воинов свободы стояла подпольная организация Фронт литовских активистов (ФЛА), созданная в 1940 году с целью восстановления независимости Литвы при поддержке гитлеровской Германии.

Есть неопровержимые свидетельства сотрудничества ФЛА с гитлеровцами, хотя руководство Литвы всячески отрицает эту связь. Общественному мнению навязывается мысль, что партизаны «несчастные жертвы советской оккупации», борцы за свободу. А ведь ФЛА уже в начале войны практически была пятой колонной гитлеровской Германии в Советской Литве, о чем свидетельствуют записи Казиса Шкирпы, в которых основатель Фронта, в бытность его военным атташе в Берлине, фактически признается в полученной со стороны Германии поддержке «создания такой организации» (ФЛА. — Ред.).

Откровения Шкирпы, однако не единственное документальное свидетельство. За несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны пропагандистский центр ФЛА в Берлине разработал инструкции по дальнейшим действиям. Вот лишь некоторые из пунктов:

«2. Когда начнется поход с запада, вы об этом будете немедленно проинформированы по радио или другим образом. В тот момент в городах, деревнях порабощенной Литвы должны вспыхнуть местные восстания или, выражаясь точнее, захват власти в свои руки. Немедленно надо арестовать местных коммунистов и других предателей Литвы, чтобы ни один из них не избежал расплаты за свои деяния (изменники будут прощены только в том случае, если они на деле докажут, что ликвидировали хотя б по одному еврею)».

«6. Уже сейчас проинформируйте евреев, что их судьба предрешена, поэтому, кто может, пусть уже сегодня убирается из Литвы, чтобы не было лишних жертв».

«8. Через деревни, местечки и города будет двигаться немецкая армия. В ее рядах будет много и вам знакомых соплеменников. Всех одинаково сердечно и мило встречайте и оказывайте им нужную помощь».

Как показали дальнейшие события, эту инструкцию неукоснительно выполнил отец Ландсбергиса-младшего (главы «Саюдиса». — Ред.), Витаутас Ландсбергис-Жимкальнис, встретивший 23 июля 1941 года в Каунасе гитлеровских захватчиков хлебом-солью, и его сотоварищи, уничтожившие только в Каунасе 3800 евреев.

Теперь же убийцам воздвигают памятники в виде крестов. А другим, еще живым палачам, вручают премии. За что? Наверно, за старые «успехи», о которых вещает вот этот документ, подписанный бригаденфюрером СС Шталкером. В нем, в частности, говорится:

«Одной из задач полиции безопасности было поощрить тенденции к чисткам и направлять их по правильному руслу… Не менее важно было сочинить неопровержимый факт, опираясь на который позже можно было бы доказать, что освобожденные жители сами по себе предприняли самые суровые меры против большевиков и евреев. Это следовало сделать так, чтобы на поверхности не всплыли указания немецких учреждений.

В Литве это удалось прежде всего в Каунасе с помощью партизан. Неожиданно выяснилось, что организовать сразу еврейские погромы более или менее крупного масштаба довольно нелегко. Здесь в первую очередь призвали на помощь командира вышеупомянутых партизан Климайтиса, которого по этому вопросу инструктировал наш небольшой передовой отряд, девствовавший в Каунасе. Климайтису так удалось организовать и начать погром, что на поверхность не всплыли ни данные нами указания, ни наши инициативы. Во время первого погрома в ночь с 25 на 26 июля литовские партизаны ликвидировали более 1500 евреев, подожгли или другими способами уничтожили несколько синагог и сожгли еврейский квартал, в котором было около 60 домов. В последующие ночи таким же образом были обезврежены 2300 евреев. По примеру Каунаса подобные акции, только меньшего масштаба, прошли в других районах Литвы, они коснулись и оставшихся в тех местах коммунистов…».

Дополняет этот документ «Отчет о ликвидации». Из него явствует, что за первые неполные четыре месяца оккупации в Литве было уничтожено 80311 евреев, 860 коммунистов…

…Работая в начале 90-х годов прошлого века в Вильнюсе, я познакомился с ветераном 16-й литовской дивизии Советской Армии Антанасом Шервенскасом. Характеризуя складывавшуюся в ту пору ситуацию, путая русские и литовские слова, он несколько раз повторил: «В Литве возрождается фашизм».

В тот прекрасный осенний день, когда Вильнюс утопал в великолепии цветов, я, помнится, с сомнением отнесся к словам пожилого литовца. Но факты сегодняшнего дня убеждают, что ветеран был прав.

Между тем

Год назад прошла информация, что в американском городе Нью-Бритен штата Коннектикут намерены установить памятник одному из литовских «лесных братьев» — Адольфасу Раманаускасу-Ванагасу, который был уроженцем этого города, а в рядах коллег носил второе имя — «Ястреб». Монумент разместят на отдельной площади близ Нью-Бритенского музея американского искусства и городского парка. Памятник высотой 3,5 метра и весом 7,5 тонн изготовят на средства литовского Центра исследования геноцида и Фонда нации (США), а расходы на транспортировку и установку сооружения оплатит МИД Литвы. На момент подписания номера мы не нашли подтверждения, установлен ли такой памятник или это дело ближайшего времени.

Валерий Громак

“Новый вторник”

Ранее

Операция «Ликвидация», или Как я спасался от грыжи, и мне от этого ничего не было

Далее

Не нужен нам берег турецкий

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru