Украсть газа на 30 миллиардов рублей

Технику хищений Арашуковых объяснили

Арест сенатора Рауфа Арашукова и его отца Рауля, советника главы «Газпром Межрегионгаза» следователи связали с газовыми хищениями на 30 миллиардов рублей. Для сравнения — примерно столько в год потребляет Словакия. Мы выяснили у экспертов, как можно украсть голубое топливо в таком грандиозном объеме.

Задержание сенатора Рауфа Арашукова и членов его семьи стало самым резонансным событием, связанным с проблемой хищения «голубого топлива» в России.

Однако это далеко не первый случай, когда сотрудников региональных подразделений ООО «Газпром межрегионгаз» обвиняют в подобном мошенничестве — информация о выявлении подобных фактов обнародуется в СМИ достаточно часто. Вот несколько примеров. В прошлом году к пяти годам колонии был приговорен бывший заместитель гендиректора «Газпром межрегионгаз Омск» Сергей Подольный. Его признали виновным в хищении 200 млн рублей, которые он умудрился незаконно присвоить начиная с 2012 года.

Впрочем, наибольшие проблемы все-таки наблюдаются на Северном Кавказе. В середине декабря 2018 года в хищении на сумму в миллиард рублей был заподозрен гендиректор «Газпром межрегионгаз Махачкала» Владимир Анастасов.

А совсем недавно, 22 января, сообщалось о задержании ведущего инженера той же компании (фамилия не называется), который, по версии следствия, отпускал газ одному из местных промышленных предприятий, минуя приборы учета топлива. В последнем случае убытки достаточно скромные — всего полтора миллиона рублей, однако они только подчеркивают проблемный статус региона. В котором, похоже, кто как может, тот так и ворует топливо.

Платежная дисциплина в относительно небольшом СКФО находится в плачевном состоянии. Как отмечается в презентации гендиректора «Газпром Межрегионгаз» Кирилла Селезнева, Северный Кавказ с общими долгом в 37 млрд рублей перед группой «Межрегионгаз» занимает второе место среди всех федеральных округов страны, уступая первенство лишь Центральному федеральному округу, долги которого составляют 50 млрд рублей (на середину 2018 года). Собираемость платежей за газ в СКФО составляет всего 62%, тогда как в остальных федеральных округах она не опускается ниже 90%.

Но как же можно своровать газ? Ведь это не стянуть кошелек в трамвае и даже не вынести из музея картину Куинджи.

Сотрудник одной из отечественных газоснабжающих организаций на анонимных условиях рассказал «МК», что существуют две основные схемы хищения газа.

При реализации первой из них, региональные поставщики заключают негласное соглашение с местными коммерческими структурами и поставляют им топливо, банально приписывая украденные объемы населению.

Часть граждан замечают приписки и начинают возмущаться. Такие могут надеяться на изменение показателей в счетах за газ, но зачастую тяжбы отнимают много времени. Это позволяет руководству поставщиков топлива отразить неверные данные в финансовых документах, которые потом не переписываются, следовательно «на бумаге» долги остаются за населением. Также гражданам могут «накручивать» показания по счетчикам «задним числом».

Часть жителей добровольно платят по счетам, веря в порядочность своих «облгазов». Впрочем, в ряде случаев неуплату поставок топлива приписывают «мертвым душам» (то есть умершим жителям), взыскать долги с которых уже невозможно.

Украсть газа на 30 миллиардов рублей: технику хищений Арашуковых объяснили
Алексей Меринов.

Второй способ предполагает хищение не самого физического объема газа, а средств, выделяемых на модернизацию распределительных сетей. Деньги направляются якобы на ремонт газопроводов, проводимый для снижения потерь топлива. Не секрет, что изношенность многих труб среднего и низкого давления остается достаточно высокой, из-за чего возникают непредвиденные утечки газа. Однако работы по реконструкции газопроводов проводятся, мягко говоря, не на должном уровне и не в полном объеме. На следующий год приходится снова выделять деньги на эти цели и ситуация повторяется. Таким образом, те, кто сидят на этих ремонтных потоках, могут подворовывать годами.

«Кстати, в таком случае поставщики получают возможность запрашивать большие объемы газа, чем требует региональная потребность в топливе. Потери можно свалить на устаревшие трубы», — отмечает собеседник «МК».

Поставки «серым» контрагентам осуществляются двумя путями. Первый: топливо транспортируется по существующим газопроводам, только в большем объеме. Правда, в таком случае необходимо провести определенные манипуляции с приборами учета газа, что требует участия в схемах тех, кто за эти приборы отвечает.

Второй: просто делаются незаконные врезки в газопроводы. Такие работы крайне опасны, но, поскольку зачастую руководство «облгазов», которых уличают в мошенничестве, о них знают, то они производятся с частичным соблюдением правил безопасности.

Впрочем, говорить о том, что подобные способы действительно позволили семье Арашукова похитить газ на 30 млрд рублей, по мнению экспертов, еще рано. «Пока не представлены конкретные факты — за какой период происходили махинации, какие объемы были украдены. Поэтому в настоящее время эта сумма остается абстрактной», — полагает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Между тем, можно привести еще одни любопытные статистические данные, взятые из упомянутой презентации Селезнева. Львиная доля заявлений «Межрегионгаза» в правоохранительные органы СКФО по поводу воровства газа остается пылиться на полках. Из более 20,6 тыс запросов, направленных силовикам в 2017 году, по 8,8 тыс решений до сих пор не принято, а по 2,8 тыс — отказано. Можно предположить, что, если все заявления были бы рассмотрены как положено, то сумма претензий могла бы оказаться гораздо больше.

Николай Макеев

По материалам: “Московский комсомолец”

Ранее

"Детям денег нет, на иномарки есть"

Далее

Светская жизнь сенатора Арашукова

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru