Наземного транспорта в Москве становится меньше
ГУП «Мосгортранс» подвёл итоги работы за 2018 год: число автобусов и троллейбусов сократилось в прошлом году на 270 единиц. А в 2019-ом предстоит единовременное списание 447 троллейбусов и передача в регионы 53 «рогатых» машин. «Новые Известия» подсчитали, что останется для москвичей и гостей столицы.
Чтобы оценить сокращения в Мосгортрансе, стоит напомнить, что власти города настойчиво советуют жителям и гостям столицы пересаживаться на общественный транспорт. Это, дескать, наша стратегическая цель. Которая становится вдвойне актуальной с учётом гигантской уплотнительной застройки Москвы, названной “реновацией” (напомним, что плотность населения в “реновированных” районах увеличивается от 2,5 до 4 раз!). На этом фоне логично выглядело бы развитие инфраструктуры города и в первую очередь – транспорта. Однако…
Вот сканы презентации “Итоги работы отдела эксплуатации автобусного и троллейбусного транспорта за 2018 год” опубликованы в паблике общественного движения “Москвичи за троллейбус”.
Если количество автобусов на 1 января 2018 года составляло 6 тыс 597 штук, то в январе 2019 года оно сократилась до 6 тыс 520 единиц. Или минус 77 автобусов.
С изживаемым Ликсутовым троллейбусным транспортом дела обстоят куда хуже. Общее количество подвижного состава за 2018 год снизилось на 193 машины (до 980 единиц). Из них списали только 78 электромашин, 115 работоспособных троллейбусов, которые могли еще послужить москвичам, безвозмездно переделали в другие города – Орел, Брянск, Березняки… По оценке газеты “Ведомости”, парк наземного городского транспорта (а город- то растёт!) неуклонно снижается. Хотя на его обновление потрачено 175 млрд рублей!
Так, в 2012 году, когда мэрия еще только делала робкие заявления о конце троллейбусной эпохи в столице, в Москве числилось 1600 троллейбусов, которые обслуживались в 9 троллейбусных парках и Московском троллейбусном ремонтном заводе (МТрЗ). Сейчас закрыты 3 троллейбусных парка ( 4-ый парк, что у метро “Белорусская”, сдан в аренду на 49 лет под коммерческие нужды, остальные площадки «законсервированы»), а МТрЗ, ремонтировавший троллейбусы с 1944 года, расформирован. Планы на 2019 год под стать году Свиньи: списать, внимание, 447 троллейбусов и 53 передать в другие регионы – итого 500 троллейбусов! В Мосгортрансе, судя по пояснению, не особо надеются получить в срок купленные 300 электробусов (в настоящее время в Мосгортранс поступили 45 электробусов), поэтому “инвентарь троллейбусов будет дополнительно скорректирован”.
С автобусами, обновление которых идёт сумасшедшими темпами (за 2011-2017 годы Москва потратила на обновление автобусного парка 120 млрд рублей!) тоже нестыковка: за последние 7 лет их стало меньше почти на 500 единиц. По оценке бывшего гендиректора Мосгортранса Петра Иванова, в 2012 году в Москве было 7 тысяч автобусов (сейчас – 6520).
В Twitter-аккаунте “Московского транспорта” ещё осенью прошлого года опровергли сообщение “Ведомостей” о снижении парка Мосгортранса, впрочем, не став оспаривать приведенные Ивановым данные.
“В газете Ведомости неправильно указаны данные о снижении парка Мосгортранса. /…/. Парк городского перевозчика увеличился с 2012 года почти на 15%. Также [добавилось] около 2 тыс. автобусов частных перевозчиков, работающих по единым городским тарифам, которых в 2012 году также не было, – говорится в сообщении 1 октября 2018 года в комментарии ТАСС. – На балансе предприятия находятся 8,6 тыс. единиц транспорта, в том числе более 6,5 тыс. автобусов, свыше 1,2 тыс. троллейбусов и около 900 трамваев.
Пользователи Сети, впрочем, в отличие от государственных СМИ, быстро разобрались в манипуляциях пресс-службы Департамента транспорта.
Alexander Arnautoff:
«В своей статье Ведомости ссылаются на Мосгортранс. Вы хотите сказать, что раз часть маршрутов из Мосгортранса было передано другим перевозчикам, то парк Мосгортранса при этом ещё и увеличился? Так это же нонсенс!»
Semyon Polosov:
«Да они что угодно расскажут, недавно их твиттер пытался всем доказать, что в Москве не уничтожают троллейбусы, и что в Москве их никогда не было больше тысячи».
«Бессмысленно, я бы даже сказал глупо опровергать уменьшение парка Мосгортранса – это очевидный факт, – считает экс-член Общественного совета при ГУП «Мосгортранс» Сергей Мизеркин. – Цитирую ответ заместителя ГУП «Мосгортранс» М.В. Мочалова от 2.12 2014 года за номером 99-18-01-3277: “По состоянию на 19.11.2014 года на инвентаре ГУП «Мосгортранс» числится 1602 троллейбуса; среднесуточный плановый выпуск троллейбусов на линию в сентябре 2014 года – 1162 машины». Очевидно одно: ликвидация троллейбусов привела к резкому ухудшению работы всего Мосгортранса: автобусы просто сняли с маршрутов для компенсации отмененных троллейбусных линий, а троллейбусы с закрытых линий списали”.
Зато планов на закупку экологически вредных автобусов — громадье (это при том, что с 2021 года, как обещал г-н Собянин, Москва откажется от покупок автобусов с ДВС). Планируется выпустить на маршруты в 2019 году 1240 новых автобусов и 598 – в 2020 году. Учитывая, судя по данным презентации, что в 2019 спишут и передадут регионам 719 автобусов (списание-574, передача в другие города-145) москвичей будут обслуживать 7041 автобус, 480 троллейбусов (в 2012 году на балансе было 1600 троллейбусов ) и 300 электробусов.
Итак, итог «улучшения» работы ГУП «Мосгортранс» налицо: если в 2012 году в Москве было 8600 автобусов и троллейбусов (7 тыс автобусов, 1600 троллейбусов), то в 2019 году станет 7821 автобусов/троллейбусов/электробусов.
Таким образом, парк наземного городского транспорта с учётом приобретения 300 электробусов сократится на… 779 единиц!
Следует упомянуть и про такие «мелочи» отчета, как уменьшение численности водителей столичных троллейбусов и автобусов (и, как следствие, снижение выпуска автобусов на маршруты) и увеличение количества простаивающих автобусов из-за нехватки запчастей и серьезных неисправностей.
По сравнению с 2017 годом водителей троллейбусов (на конец 2018 года) стало меньше на 273 человека; а всего численность водителей автобуса, троллейбуса и электробуса за указанный период сократилась на 62 работника. На 1 января 2019 года в долгосрочном ремонте из-за несвоевременной поставки запасных частей простаивало 256 автобусов – целый автопарк!
Так что, уважаемые москвичи, следуйте призыву Департамента транспорта, отказывайтесь от личных автомобилей – пользуйтесь городским наземным транспортом! Только не забудьте выходить из дома пораньше…
Иван Петровский
По материалам: “Новые Известия”