Так федеральная служба борется с конкурентами в охране
Без работы могут остаться около семисот тысяч россиян, которые выполняют функции охранников, но не являются ими юридически. К этому может привести предложение Росгвардии ужесточить наказание для фирм и физических лиц, предоставляющих услуги охраны без лицензии.
В случае принятия поправок, на которых настаивает Росгвардия, в два раза возрастут штрафы за незаконную охранную деятельность: это коснется контролеров торговых залов, сторожей, вахтеров и представителей служб безопасности.
В комитете Госдумы по безопасности и противодействию коррупции инициативу поддерживают. «В этой сфере нужно наводить порядок, — говорит в беседе с „URA.RU“ заместитель председателя комитета Анатолий Выборный. Он вспоминает инциденты, в которых от действий непрофессиональных охранников пострадали люди. Как в екатеринбургском ТРЦ „Алатырь“, где секьюрити избил посетителя-инвалида. — Зачастую работают просто люди, которые надели соответствующую форму». Выборный уточнил, что охранников вне закона в России несколько сотен тысяч: «Если, по официальным данным, зарегистрированных у нас чуть больше семисот тысяч, можно предположить, что столько же тех, кто де-факто выполняет эти функции».
Подобная инициатива может оказаться попыткой Росгвардии устранить конкурентов на рынке охранных услуг, так как структура сама их оказывает, считает руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов. «Конечно, они заинтересованы, чтобы частной охраны оставалось меньше. Рыночная борьба в этом предложении просматривается», — отмечает эксперт. При этом к полной монополии силовики не стремятся, полагает он. «Они хотят стать основным игроком на этом рынке. Но также заинтересованы, чтобы существовали и другие специалисты, так как зачастую на подобную работу переходят бывшие работники МВД и Росгвардии», — говорит Иванов. По мнению экспертов, количество частных охранных предприятий будет уменьшаться, это будет выгодно лицензированным охранным компаниям и Росгвардии.
По словам лидера НП «Содействие малому бизнесу» Янины Гришиной, все барьеры, которые ставят перед предпринимателями — будь то увеличение штрафов или обязанность сертификации — ведут к удорожанию услуг и закрытию мелких предприятий. «Останутся только более укрепленные компании», — отметила она.
Научный сотрудник федерального научного-исследовательского центра института социологии РАН Леонтий Бызов назвал предложение скорее негативным. «Это лежит в общем русле подавления любой частной инициативы и концентрации делового ресурса в одной вертикали, которой занимается власть», — поясняет он.
По его словам, таким образом искореняется мелкий и средний бизнес, могут лишиться работы многие люди. «Квалифицированную охрану нанять не каждое предприятие может себе позволить, но все же всегда лучше иметь в здании поликлиники или детского сада сторожа, пусть пенсионного или предпенсионного возраста. В случае чего он все равно может оказать какое-то сопротивление, куда-то сообщить», — подчеркивает социолог. Бызов добавляет, что охранниками вне закона трудятся зачастую именно те люди, которые больше всего нуждаются в подработке.
«Копеечные деньги, которые им платят на этой охранной работе, плюсуются с маленькими пенсиями и вместе получается похоже на какие-то средства. Эти люди востребованы на рынке труда и подрывать их экономические позиции неправильно, особенно в условиях, когда и так крайне высоко социальное напряжение в обществе», — говорит эксперт.
Выборный отмечает, что принятие поправок «выгодно всем». «Запрос на квалифицированные кадры очень высок, предприятия готовы обучать людей, давать возможность повышать квалификацию. Они и сами себя в этом случае почувствуют профессионалами, станут защищенные в рамках правового поля», — поясняет он.
По мнению руководителя кафедры экономики труда и персонала МГУ имени Ломоносова Риориты Колосовой, в целом большая занятость в частной охранной сфере — «безумие»: «С точки зрения использования трудового потенциала страны. Огромное количество мужчин трудоспособного возраста, достаточно активных, сидят и охраняют, не умеют ни лечить, ни строить. Речь должна идти о том, чтобы появилась программа осовременивания и изменения технологий охранной логики, на этом уровне должна задача решаться», — отметила собеседница «URA.RU».
Вера Чернышева, Леонид Федоров
По материалам: “Ура.Ру”