Минтруд хочет выдавать им разрешения на парковку в любом регионе через сайт госуслуг
Инвалидам будут выдавать опознавательные знаки, позволяющие бесплатно парковаться в любом регионе России. Такое предложение содержит законопроект Минтруда, разработанный в том числе из-за жалоб иногородних инвалидов на штрафы на платных паркингах в Москве. Получать знаки при этом предлагается через сайты госуслуг, а не в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), как сейчас. Соответствующие данные будут вноситься в федеральный электронный реестр. В ГИБДД заявили, что в этом случае знаки «Инвалид» станут лишними: проверять законность льготной парковки можно будет по номеру автомобиля.
О разработке законопроекта, облегчающего жизнь инвалидов, рассказала на слушаниях в Общественной палате (ОП) РФ представитель департамента по делам инвалидов Минтруда Юлия Фомичева. По ее словам, в документе два основных нововведения. Так, знаки-наклейки «Инвалид» будут регистрироваться в Федеральном реестре инвалидов (создан в 2017 году, управляется Пенсионным фондом РФ), оттуда данные в электронном виде будут передаваться администраторам парковок в регионах. Это, пояснили в Минтруде, даст возможность инвалидам парковаться в любом городе без риска получить штраф. Предложено упростить и сам порядок выдачи льготных знаков, забрав эту функцию у бюро МСЭ и передав МФЦ и сайтам госуслуг (личное присутствие инвалида не потребуется, достаточно заявления в электронном виде).
В Минтруде пообещали сохранить действующий порядок привязки льготного знака «к инвалиду, а не машине», дав понять, что разрешения можно будет «переключать» в электронном виде между автомобилями, если у льготника их несколько или, например, его подвозит родственник. В ведомстве рассчитывают, что поправки вступят в силу летом 2020 года.
По данным Росстата, в РФ насчитывается 12,2 млн инвалидов, из них 1,2 млн живут в Москве. С декабря 2017 года по законодательству РФ на парковках не менее 10% мест должно быть предусмотрено для инвалидов. По данным ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП), в Москве на платных уличных парковках (81 тыс. мест) есть 9 тыс. льготных мест (а инвалидам выдано 226 тыс. разрешений на стоянку).
Норма о порядке получения льготниками «опознавательных знаков “Инвалид”» на машину появилась в федеральном законодательстве в 2017 году, но соответствующий механизм заработал лишь с сентября 2018 года. По нему знаки (с указанием кода региона, ФИО льготника, срока действия) выдаются в бюро МСЭ, где подтверждают инвалидность. В Москве действуют свои разрешения, позволяющие инвалидам парковаться на выделенных местах (других автовладельцев там ждут штраф 5 тыс. руб. и эвакуация). Порядок стал причиной конфликтов: в ОП РФ рассказали о случае с подмосковной матерью-инвалидом, которая привезла ребенка в столичный зоопарк на машине, получив три штрафа за стоянку на льготном месте без разрешения. Госпожа Фомичева подтвердила, что после введения знака «начали поступать нарекания от граждан, в основном на парковку в Москве».
В ГИБДД законопроект Минтруда одобрили, сказав, что он поможет «бороться со злодеями, занимающими парковочные места». Ранее эксперты объясняли “Ъ”, что владельцы дорогих автомобилей нередко пользуются разрешениями для инвалидов. Так, в ГКУ АМПП в 2017 году констатировали троекратный рост выдачи в Москве льготных разрешений для инвалидов. Примечательно, что присутствовавшая на слушаниях представитель столичного ГКУ АМПП Наталья Камозина против законопроекта не возражала. А замначальника управления правового регулирования ГИБДД МВД России Андрей Горяинов предположил, что с электронным всероссийским реестром отпадет необходимость в опознавательных знаках для инвалидов. «Будет создан информационный массив, в нем будет номер машины. ГИБДД этого достаточно»,— пояснил он, добавив, что «пропадет мотив и к подделке таких знаков». Впрочем, депутат Госдумы Владимир Крупенников считает, что знак надо оставить: «Он с советских времен помогает участникам движения быть осторожнее в потоке». Заодно депутат предостерег Минтруд от «излишне либерального порядка внесения в реестр», пояснив, что, если инвалиды смогут в нем «менять по десять машин в день», обязательно появятся посредники, продающие почасовые места в таком списке.
Александр Воронов
По материалам: “Коммерсантъ”