Почему через Санкт-Петербург тащат кокаин аж из Латинской Америки
Где Санкт-Петербург и где Южная Америка, казалось бы. Однако эти регионы связывает прочный водный наркотрафик, и много лет уже. Расскажем о последнем крупном задержании, а также вспомним, как в свое время начальник местного ФСБ, небезызвестный Виктор Черкесов, вывалил перед журналистами на стол целую кучу кокаина «оттуда».
Немцы навели
Не так давно произошла занятная история с доставкой кокаина в Санкт-Петербург. В преступный замысел наркокурьеров неожиданно вмешался простой водитель, который оказался не только честен, но и невероятно смел. Кокаин пришел из Эквадора, был доставлен вместе с бананами в «Петролеспорт». Судно называется «Maersk Niamey», а рейс «Эквадор – Бременхоффенн – Петербург». Так вот и потихоньку плыли бананы в обнимку с коксом более 11 тысяч километров.
Груз дошел до Питера, а что было дальше, для «Нашей версии» рассказывает сотрудник профильного отдела ГУ МВД по СПб и ЛО:
«Информация поступила от немецких коллег, но по нашему запросу, была «телеграмма» и от коллег из Америки. Решили принимать тут и вести цепочку. Инфа была конкретная – груз где-то с бананами, водитель должен вести на фуре. Дальше пошло по плану – цепочка необходима была. Было прослежено, как человек по имени, допустим К. (указанные личные данные в материале «Фонтанки», по данным информатора, не соответствуют действительности – водителя не Сергеем звали, хотя ему и правда 49 лет), принял груз бананов на свой грузовик, совершенно не подозревая, что с ними упакован кокаин. Шла за ним наша «наружка». За время дороги под разгрузку его трижды пытались заставить остановиться, но шофер игнорировал странные просьбы. Отмечу его мужество – «просившие» были весьма суровой наружности. Потом его даже пытался бортовать микроавтобус. Шофер не сдался».
По ходу такого движа полиция «срисовала» всех его участников, а потом заглянула и в фуру. Там, помимо пресловутых бананов, оказались брикеты с «благородным» порошком – ровно 50 штук, каждый по килограмму. Понятно, что это очень большие деньги: 1 грамм кокса стоит около 2 тысяч рублей, вот и считайте.
Оперативники питерского УГРО при помощи коллег из США выяснили, что за поставкой стоял эквадорский «пабло эскобар» по имени Эдисон Алава, довольно серьезный «пацан» в тамошнем преступном мире.
Как помогли в этом деле американцы? И зачем? Эдисон Алава серьезно наследил и там, им несколько лет занималось ФБР. Он поставлял все тот же кокаин в Штаты – тоннами. В самом прямом грузовом выражении. Что касается приемщиков кокса, то все были взяты петербургской полицией, им предъявлены соответствующие обвинения.
Большаков и Воробьев
Еще любопытнее история с кокаином, который пришел из Южной Америки несколько лет назад. В 2014 году таможня под чутким руководством чекистов задержала наркокурьера из Уругвая, который пытался доставить в Санкт-Петербург кокаин воздухом: прилетел на самолете с 11 кило. «Благородное» равномерно распределялось в подшитых к одежде целлофановых мешочках. Тогда сотрудники местного Управления ФСБ вышли на наркополицейского из ФСКН (сейчас такая служба упразднена) Александра Большакова, который координировал поставку кокаина из Южной Америки в Северную столицу. Большаков получил более чем солидный срок – 22 года. Но тут вышла вот какая странная коллизия. Следователь СК Николай Воробьев, ведший это дело, сейчас сам оказался в процессуальном статусе следственно-арестованного. Его бывшие коллеги из Следкома подозревают в том, что он эти изъятые 11 кг кокаина… реализовал! Мол, имея доступ к вещдокам, следак якобы подменил кокс на «витаминную смесь». Ну и продал его по рыночной цене, предполагает следствие. Доказательства этого дела широкой общественности еще предстоит узнать в более конкретной форме, а пока, к большому сожалению, пресс-служба питерского СК просит набраться терпения. Отметим только, что Николай Воробьев не пошел на так называемую сделку с правосудием (ты сознаешься и получаешь по решению суда срок ниже низшего предела), настаивая на своей полной невиновности.
А два года назад в Питере случилась еще одна бурная операция с изъятием кокса, которая, кстати, практически не была освещена СМИ – оперативникам досталось аж 87 кг. Корреспонденту «Нашей версии» рассказывает оперуполномоченный УФСБ Санкт-Петербурга, который непосредственно занимался темой:
«Весь порошок поступил из Колумбии, хотя сначала были «метки», что из разных мест будет. Да, это делается в основном морем, в отношении Питера на 90%. Потом порошок поступает в том числе в Европу, уже через автомобильные грузоперевозки – через Таллин и Хельсинки. Но минимум 40% кокса оседает в Питере. Сейчас наркодилеры в Южной Америке, и здесь взаимодействуют во всяких мессенджерах – мы стараемся знакомиться с их перепиской, отсюда и задержания».
Но что касается кокса в северной столице, наверное, уже не переплюнуть случая 1997 года. Тогда начальник местного ФСБ Виктор Черкесов (с 1992 по 1998 гг.), позже ставший весьма влиятельным силовиком федерального масштаба, в том числе главой как раз Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), неожиданно созвал пресс-конференцию для журналистов. Прямо в святая святых – «красном зале» Управления ФСБ на Литейном, 4, первый и пока последний случай в истории. И буквально вывалил на стол при помощи помощников около тонны кокаина (1079 кг), предлагая его «взять на зубок» корреспондентам, чтоб понимали – без вранья. И пробовали некоторые, да, он самый, – кокс. Он поступил тогда в Санкт-Петербург от самого Пабло Эскобара. То задержание «дури» – пока что крупнейшее в российской истории.
«Началось при Ленинграде…»
Наконец, вопрос – почему через Санкт-Петербург тащат кокаин аж из самой Латинской Америки? Главное, конечно, Петербург – крупнейший на Северо-Западе морской порт. Этим же путем, в частности, в частные зоопарки везут экзотических животных – опьяненных попугаев и т.д. Второе – с 1990 годов местный морской порт – пристанище темных личностей. Его делили-непеределили сто раз, а кокаин поступает в Питер водным путем десятки лет. Автор всем известной саги «Бандитский Петербург» и сценария к фильму «Транзит» про питерский порт и контрабанду через него Андрей Константинов говорит:
«Дрянь через порт в Питер шла еще при Ленинграде, вроде началось в 1987 году. Перестройка… Конечно, удобно. Питер же европейский город – много логистических путей в «финку», а оттуда дальше. Опять-таки паромами, фурами, с другим грузом. Нынешняя ситуация не нова – так происходит уже более тридцати лет».
Что тут сказать – всем все известно, сколько «запрещенки» задерживают, а сколько просачивается в народ. Об этом, как в фильме, знают Нева и заинтересованные лица.
Евгений Колесников
По материалам: “Наша Версия”