«Сергея и Юлию перевозят с одной спецтерритории на другую, им сделали новые документы и легенды»
4 марта исполнится год со дня отравления в Солсбери бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии. В отличие от дочери, Сергей с тех пор ни разу не показался публике. Британский посол в России недавно заявил, что Скрипаль с Юлией «в безопасном месте». Наши собеседники — экс-ГРУшник и Вячеслав Жарко, завербованный в свое время МИ-6 (тем же Пабло Миллером, который завербовал и Скрипаля), описали нам предполагаемое местонахождение Сергея и Юлии, их охрану и перемещения.
Неделю назад мать Сергея Скрипаля обратились с заявлениями в полицию с просьбой найти без вести пропавших родственников — сына и внучку Юлю. Вокруг имущества пропавших в Москве происходят непонятные вещи — ходят слухи, что кто-то продал машину Юлии, а в окнах ее московской квартиры соседи видят свет.
По нашим данным, Юлия поддерживает связь со своим окружением, однако до сих пор остаётся не ясным, где содержатся перебежчик и его дочь, в каких условиях они живут и что их ждёт.
Объяснить, как и где обычно содержит подобные «ценные кадры» британская «спецура», мы попросили двоих людей, знакомых с подобными случаями не понаслышке. Сначала на условиях анонимности с нами побеседовал бывший сотрудник ГРУ, полковник запаса.
– Как вы думаете, на территории какого государства сейчас находятся Скрипали?
– Почти уверен, что они в Британии. Только там они могут обеспечить безопасность операции в полном объёме.
– Расскажите, какие протоколы существуют в таких случаях? Как работает с ценными свидетелями MИ-6?
– Совершенно точно Скрипалей не держат постоянно в одном месте. С ними постоянно находятся сотрудники спецслужб, как официальные, которых Скрипали знают, как сотрудников, так и скрытые. Вплоть до до уборщиков.
– Вы себе представляете дальнейшую судьбу Сергея и Юлии?
– Я считаю, что эти люди обречены. Не знаю, как Юля, но Сергей это понимает точно. В наших кругах многие знают знаменитое высказывание одного известного экс-сыщика Скотленд-Ярда. Он сказал, что у предателя три жизни: первая — он отдаёт информацию своим, вторая — работает против своей страны, третья — становится сакральной жертвой.
– Вернёмся к содержанию Скрипалей. Они содержатся в гражданской среде или, может, на военной базе?
– Правильно будет сказать – на закрытом военном объекте. Это, скорее всего, до сих пор так. Недалеко от Солсбери как раз находится химическая лаборатория Портон Даун, куда их и могли доставить. К слову, этот объект интересен тем, что там за последние годы погибло 11 человек. Среди них ведущий сотрудник Келли, который участвовал в поисках биологического и химического оружия в Ираке и после обнародования Иракского досье, заявил публично о том, что документы были сфальсифицированы под давлением Тони Блэра.
Этого учёного нашли с порезанными руками, однако позднее выяснилось, что травмы были такими, что сам он себе нанести их не мог. Об этом написана целая книга. А после последовала целая череда «неудобных» смертей. Например в авиакатастрофе погиб соратник Келли доктор Норман.
Из досье «МК»: «Портон Даун считается единственным в своём роде учреждением в Соединённом Королевстве. В начале прошлого века там разрабатывалось химическое и биологическое оружие и до сих пор лаборатория занимается исследованием и утилизацией смертельных газов.
Лаборатория Портон Даун находится в нескольких километрах от городка Солсбери, где якобы был отравлен Сергей Скрипаль с дочерью. В настоящее время в исследовательском центре трудится около 3 000 человек.
В последнее время по официальным данным они занимались расследованиями применения отравляющих газов Саддамом Хусейном и производством и применением биологического и химического оружия в Ираке. Также сотрудники Портон Дауна искали лекарство от эпидемии Эболы и оценивали ситуацию с химоружием в Сирии.
Множество источников сообщают, что помимо гражданского назначения на территории, где находится лаборатория, располагается закрытый военный объект. На базе проживают военнослужащие и хранится техника и вооружение.
Также рядом с Солсбери располагается военная база Ларкхилл, которая получила мрачную известность после фильма Вачовски “V – значит Вендетта». По его сюжету на базе действует концлагерь, где испытывают биологическое оружие. Тела погибших закапывают во рвах бульдозерами».
– Что же было после того, как Скрипалей предположительно доставили на закрытый военный объект?
– В данном случае, думаю, их «развели» и поодиночке объяснили, что существует реальная угроза их жизни и потребовали от них полного подчинения.
Как только пришло время менять дислокацию, их, скорее всего, посадили в закрытый фургон. Так делают все спецслужбы. Не говоря о конечной точке, их перевезли на другой объект.
Причём фургонов обычно берётся несколько. Машины меняют направления, по-русски говоря, играют в напёрстки. Вот если честно, эта вся ситуация такой серьёзный «головняк» для британских спецслужб, что они сами не рады.
– Расскажите про подобные объекты подробнее.
– Строгий контроль, доступ посторонних ограничен. Помещения для содержания выбирают в зависимости от психологического состояния «пациентов».
Меню обычно выбирается отдельное, пищу готовят такую, к которой привыкли оберегаемые люди. Стопроцентно у них строгие ограничения по связи и перемещениям. Содержат скорее всего вместе, если позволяет состояние здоровья.
«Скрипалей регулярно транспортируют по закрытым территориям»
Второй собеседник решил общаться с нами открыто. Вячеслав Жарко — налоговый полицейский из окружения Бориса Березовского вербовался Пабло Миллером (тем самым гением британской разведки, который завербовал Скрипаля) и сообщил об этом в ФСБ России.
Из досье «МК»: «Вячеслав Жарко — российский гражданин, служил в Налоговой полиции в звании майора, был руководителем следственной группы (вёл «дело НТВ») и пользовался покровительством Бориса Березовского. После увольнения работал частным детективом.
Александр Литвиненко познакомил Жарко с представителями британских спецслужб. После смерти Литвиненко, летом 2007 года, Вячеслав Жарко пришел в приемную ФСБ на Лубянке и высказал опасения за свою жизнь в связи с «навязчивостью» Березовского.
Центр Общественных связей ФСБ тогда заявил, что Жарко пытался завербовать Пабло Миллер, сотрудник МИ-6, тот самый, который в 1996 году завербовал и Сергея Скрипаля. По некоторым данным, Вячеслав помог разоблачить четырёх агентов МИ-6».
– Ответы на ваши вопросы очень просты, ведь все разведки работают одинаково. Разве что методы израильской спецуры отличаются, – начал разговор Жарко.
– Так что вы думаете про историю со Скрипалями?
– Они (МИ-6), как и мы, берегут своих агентов. Я вам, как человек, который сам имел свою агентурную сеть, скажу: первая заповедь оперативного работника — оберегать своих информаторов даже после того, как они уходят на пенсию. Это моральная ответственность. Пабло Миллер не исключение, он сопровождает Скрипаля и по сей день — это не только моё предположение.
– А известно, где сейчас Миллер и чем занимается?
– Конечно. Он на пенсии. Делает тоже самое, но формально работает не на государство, а в коммерческих интересах. По-русски — работает в частном сыске. Повторюсь, он нормальный опер и бросать Скрипаля не будет, особенно после своей главной неудачи — смерти Литвиненко. Этот эпизод стал для него тяжёлым ударом и он сделает всё, чтобы не допустить повторения. В общем, я думаю, что Скрипаль жив.
– Где его содержат и в каких условиях?
– Мне доводилось даже вывозить своих агентов из-под удара вместе с их семьями. Но предлагаю начать не с принципов транспортировки, а самого начала.
Возьмём исходные данные: был инцидент, в результате обнаружены два человека в бессознательном состоянии на скамейке.
То, что сообщают о госпитализации в гражданский госпиталь — это спектакль. При Скрипале – насколько мне известно, он в этот день собирался ехать на машине – скорее всего, были права.
Да и без документов – его биометрия и пальцы есть во всех базах, а напротив строки с его данными флажок, который автоматически даёт сигнал куда надо. Так что, как только прибывшие на место полицейские передали информацию в дежурную часть, к месту стянули серьёзные силы.
Сергея и Юлию тут же доставили на ближайшую базу. Развели их по разным помещениям и после того, как их привели в чувство, оставили на карантине. Потом начинается проверка.
– Как проверяют? Полиграф?
– Полиграф не эффективен, спецслужбы давно эту технологию поставили под сомнение и есть методики обхода этих исследований. В реале всё по-другому. Смотрят за тобой, отслеживают вне стен попытки выхода с тобой на связь, пробивают все последние следы и контакты. Очень глубоко копают.
– Что же делают с самим человеком?
– А ничего. Помимо еды дают много алкоголя. Чем больше человек пьет, тем лучше — откровеннее будет. Не будешь алкоголь – дадут сыворотку правды. Ну и допросы, пытаются выявить нестыковки и противоречия. Это целая наука.
– Со Скрипалями могло быть то же самое? Раз показали телеинтерью Юлии, давали ей звонить знакомым и родственникам, значит, ее очень плотно обрабатывали?
– Уверен, что да. Но тут, поймите, важно не верно ответить на вопросы, скажи хоть они, что патриоты России, главное — чтобы они подчинялись. Основная задача установить над ними полный контроль.
– Расскажите, где Скрипалей содержат и как перевозят?
– Их регулярно транспортируют. Скорее всего уже не по военным объектам, а по специальным территориям. Природа, воздух, шикарные дома, хорошее питание, но территория под охраной. Все перемещения строго по периметру.
Возможно, уже начался и следующий этап. Великобритания использует острова в Тихом океане и Атлантике, куда увозят свидетелей или врагов. Есть Новая Зеландия и Австралия, там, я знаю, тоже такие «дачи» есть.
Перемещения – на военных транспортных самолётах. По земле на обычных машинах, просто продумывается логистика и не бросающееся в глаза сопровождение.
Могут постоянно забрасывать дезинформацию, о чём свидетельствуют постоянные слухи в британских СМИ.
Скрипалям уже давно придумали и легенды, и сделали документы. Это делается сразу — я знаю весь механизм и сам имел несколько паспортов. Русских в Британии обычно легендируют под сербов. Возможно, обойдётся даже без пластических вмешательств.
– Какие ещё ограничения могли наложить на Скрипалей?
– Стопроцентное ограничение по контактам и перемещениям. Всё, абсолютно каждое слово и действие согласовывается. Так что если вы думаете, что в своих звонках, например, Виктории, Юлия говорила что-то от души — я в этом глубоко сомневаюсь. Это все продуманные ходы.
– Почему не показывают Сергея Скрипаля?
– Это козырь. Чтобы была интрига. А пока поднялась такая волна, что и без него есть достаточный резонанс.
– Ваши прогнозы?
– Постепенно Скрипалей выводят из игры. Стараются сделать это с минимальными имиджевыми потерями. Так что всплывут они в лучшем случае лет через 10.
Лев Сперанский
По материалам: “Московский комсомолец”