Во владимирской колонии найден мертвым осужденный по делу о теракте
В ИК-6 Владимирской области найден мертвым бывший охранник президента Чечни (в 2003–2004 годах) Ахмата Кадырова Аюб Тунтуев, осужденный на 24 года по делу о теракте в селе Знаменском. Господин Тунтуев, не признававший вину, несколько лет жаловался на пытки со стороны сотрудников колонии, от него требовали подтвердить участие в незаконных вооруженных формированиях. Его адвокат утверждает, что осужденный не думал расстаться с жизнью, так как ждал решения Европейского суда по правам человека по его жалобе.
Адвокат правозащитного проекта «Правовая инициатива», работающего с ЕСПЧ, Тагир Шамсудинов рассказал “Ъ”, что ему по телефону сообщили о смерти подзащитного. «Позвонили с сотового, не представились, сказали, что Аюб Тунтуев совершил суицид»,— пояснил адвокат. Адвокат выехал в ИК-6 Владимирской области, где находился осужденный.
В пресс-службе УФСИН по Владимирской области сообщили “Ъ”, что «12 марта в медицинской части ИК-6 было обнаружено тело осужденного с признаками совершенного акта суицида через повешение».
Погибший был осужден на 24 года, признаков насильственной смерти на теле не обнаружено, добавили в ведомстве. Прокуратура и областное следственное управление Следственного комитета проинформированы, УФСИН проводит свою проверку.
43-летний уроженец Чечни Аюб Тунтуев в начале 2000-х был командиром отделения службы безопасности главы администрации, а затем президента Чечни Ахмата Кадырова. Позже служба была переименована в Антитеррористический центр. Летом 2005 года господин Тунтуев был обвинен в совершении теракта в селе Знаменском: там 19 июля 2005 года взорвался заминированный милицейский «УАЗ», погибли 14 человек, в том числе 10 милиционеров и сотрудник ФСБ. Аюб Тунтуев заявлял, что находился в сотне километров от Знаменского, на базе Антитеррористического центра в Аргуне. Вместе с ним были обвинены еще два человека. Зампрокурора Чечни Владимир Калугин рассказал тогда “Ъ”, что с Аюбом Тунтуевым «было сложнее всего»: «Ведь руководству АТЦ, в котором он служил, нужны были неопровержимые доказательства его криминального прошлого. Такие доказательства были представлены» (см. “Ъ” от 20 июля 2006 года). Охранник президента был приговорен к пожизненному сроку, но Верховный суд РФ отменил решение и направил дело на новое рассмотрение. В итоге сроки были снижены, Аюб Тунтуев был приговорен к 24 годам лишения свободы.
От его имени в ЕСПЧ были поданы две жалобы. В первой трое осужденных за теракт в Знаменском жаловались на пытки, под которыми у них получили признательные показания. По словам осужденных, их душили, надевая на голову пакет, пытали электрическим током и просто избивали. В 2013 году Аюб Тунтуев был переведен из магаданской колонии в ИК-6 Владимирской области, где, по его словам, у него требовали признаться в участии в незаконном вооруженном формировании на территории Чечни в 2000–2005 годах. Осужденный рассказывал, что его били по пяткам, а затем срезали кожу, чтобы скрыть гематомы. В 2015 году его заставили подписать явку с повинной. В мае 2016 года «Правовая инициатива» передала в ЕСПЧ его вторую жалобу на пытки. После этого, по словам адвоката, Аюба Тунтуева снова избили в колонии и угрожали сексуальным насилием, а следователь ФСБ заставил его подписать 50 документов, содержание которых заключенному не было понятно.
5 сентября 2016 года нам стало известно, что следственный отдел города Коврова Владимирской области возбудил уголовное дело по заявлениям о пытках Тунтуева, но что с ним было дальше, не знаем»,— сообщила “Ъ” пресс-секретарь «Правовой инициативы» Ксения Бабич.
В июне 2017 года ЕСПЧ коммуницировал вторую жалобу осужденного. Правительству России был задан вопрос, проведено ли должное расследование по жалобам заявителя на жестокое обращение и пытки в ИК-6. «Мы рассчитывали, что после этого Аюбу будет обеспечена безопасность, но, судя по происшедшему, этого не было сделано»,— отметила госпожа Бабич.
В августе 2017 года Северо-Кавказский окружной военный суд признал Аюба Тунтуева виновным в нападении на десантников Псковской дивизии в феврале 2000 года, увеличив его срок на 11 месяцев. Осужденный свою вину не признал. После этого, по словам его адвоката, заключенный практически не выходил из ПКТ — одиночной камеры, куда его помещали за дисциплинарные нарушения. «С его слов, сотрудники колонии ему говорили: “Ты живьем не выйдешь, ты труп”»,— отмечает господин Шамсудинов. Последний раз адвокат встречался с Аюбом Тунтуевым в январе этого года. «На здоровье он не жаловался, улыбался — был рад меня видеть. Он очень ждал постановления ЕСПЧ, чтобы продолжать судиться»,— говорит господин Шамсудинов.
Анастасия Курилова
По материалам: “Коммерсантъ”