Казалось, кто бы сомневался, что Совет Федерации одобрит закон о запрете распространения недостоверной информации и закон о неуважении к представителям власти. Тем не менее, основания для сомнений на сей раз имелись
Проекты, подписанные г-ном Клишасом и соратниками, отказались поддержать даже Минкомсвязь, Роскомнадзор, Генпрокуратура и Минюст.
В Минкомсвязи отметили риски расширенного толкования норм, в Генеральной прокуратуре подчеркнули, что формулировки носят оценочный характер, поэтому принятие решений невозможно без экспертиз. То есть органы власти сами восстали против токсичных законопроектов. Это качественно иной уровень оппонирования! Поправок потребовали и в РСПП, представляющем респектабельный бизнес. Тоже уровень!
Но от всех отмахнулись, как от назойливых насекомых. При голосовании в Совфеде лишь трое были против и трое воздержались.
Грустную иронию сенаторов невольно выразила спикер В. Матвиенко: «Вчера только приняли законы Клишаса, а сегодня уже новые мемы: покритикуешь власть — подпадешь под закон об оскорблении власти, похвалишь власть — подпадешь под закон о фейковых новостях».
Во-во, в этих, пардон, документах нагородили много запредельного. После обнаружения в зарегистрированном сетевом издании якобы недостоверной информации Генеральный прокурор РФ или его заместители обращаются в Роскомнадзор с требованием ограничить доступ к данным информационным ресурсам.
Роскомнадзор незамедлительно уведомляет редакцию сетевого издания о необходимости удалить недостоверную информацию. Редакция же обязана незамедлительно это сделать.
Здесь «незамедлительно» — ключевое слово, оно выдает желание властей, чтобы как можно меньше людей ознакомилось с неугодной им информацией. Откуда такой страх перед гражданами?! И не его ли отказывались культивировать два эти ведомства, критикуя законопроекты?! Или там сразу смекнули, что ни запретами, ни драконовскими штрафами шила в мешке не утаить?!
Наоборот, информационные репрессии лишь подогреют недовольных, вынудят действовать хитрее, изобретательнее. Фейки и «неуважение» переместятся в другие каналы коммуникации, выйдут на улицы городов, а там их уже ничем не остановить. Со слухами и хохмами даже при Сталине органы не справлялись.
Главным следствием подобных законов будет еще большее раздражение общества, углубление пропасти между гражданами и государством. Борьбой с врагами мифическими власти будут множить число врагов реальных.
«Нет никакой отдельной инфраструктуры сопротивления контролю государства — есть инфраструктура жизни, общественного развития, будущего экономического роста, — утверждает социолог Элла Панеях. — Именно по ней, а не по отдельным явлениям и тенденциям, угрожающим чьим-либо интересам и ложно понятой безопасности, и бьют законодательные новации последнего времени».
Еще это называют выстрелом себе в ногу…
Алексей Воробьев
“Новый вторник”