Казаки, хиппи и монахи будут возрождать село

Россия мечтает закидать Европу органикой

3456

В декабре в Госдуму планируется внести проект ФЗ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты РФ».

Традиционно в российских селах «органикой» называли навоз. Но прогресс, что называется, не стоит на месте – «экологически чистую продукцию» переименовали в «органику» на западный манер.

Поэтому в нынешнем законе «органическая продукция» – это то, что выращено без применения агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, гормональных препаратов, генно-модифицированных (генно-инженерных, трансгенных) организмов; не подвергнуто обработке с использованием ионизирующего излучения и так далее.

Планы у разработчиков закона наполеоновские – уже к 2020-му (!) году Россия должна отвоевать 10-15% мирового рынка по «органике», при том, что сегодня у нас – 0%. Выращивать чистую сельхозпродукцию в 2020 году у нас будут миллион человек – в основном это будут казаки, жители эко-поселений (так называемые «новые хиппи»), а также члены неких патриотических молодежных объединений, которые, как надеются авторы закона, возрождать село ринутся толпами.

По словам старшего научного сотрудника Института биологии развития им. Кольцова РАН Александра Баранова, заняться производством «органики» намерено также РПЦ: «На декабрь запланирован сход, на котором РПЦ представит свою концепцию – это сохранение традиционного быта, хозяйствования. Яркий тому пример – Коломенский женский монастырь, где сохраняются исконно российские сорта растений и культивируются породы животных».

Исполнительный директор Союза органического земледелия Яков Любоведский привел такую статистику: 96% всей органической продукции, производимой в мире, потребляют страны ЕС и США. При этом они производят меньше половины мировой «органики» – например, в Северной Америке лидером по производству «органики» является Мексика: «У них зарегистрировано 170 тыс. сертифицированных производителей – это и понятно, США под боком».

Активно производят «органическую продукцию» отсталые страны третьего мира – в Эфиопии, по словам Любоведского, порядка 100 тыс. сертифицированных производителей, в Танзании – 150 тыс.

Так зачем же России встраиваться в этот ряд отсталых государств?

На этот счет у авторов закона тоже есть статистика. А против статистики, что называется, не попрешь: в ходе опросов 58% россиян сказали, что готовы покупать более дорогие, но зато экологически чистые продукты питания. При этом 21% заявили, что уже сегодня покупают именно такие продукты (это при том, что рынок «органики», по официальным данным – всего 1,1%).

В России насчитывается около 90 сертифицированных производителей, это меньше всего в мире. Даже в Казахстане и Белоруссии их более тысячи. По словам Любоведского, потенциал рынка «органики» в РФ – не меньше 700 млрд. руб. в год. Здоровую продукцию, по его словам, должны есть как минимум матери с детьми (коих у нас 45% от общего числа потребителей органической продукции), а также сторонники здорового образа жизни (30%).

Однако председатель Центрального совета Российской зеленой Лиги, член Общественной палаты Сергей Симак считает, что «делать экономические расчеты на основании таких опросов опасно, нужны более серьезные исследования».

Действительно, в Германии, которая является одним из лидеров по потреблению органической продукции, ее покупают всего лишь 20% (!) населения. Остальные не имеют достаточно денег, чтобы платить за экологически чистые продукты питания в 2 раза дороже. В Польше, где по закону в каждом городе должно быть как минимум два биомаркета, спрос на органические продукты тоже весьма невысок – цены на них на 50% выше.

Так как же тогда 58% россиян собираются платить в полтора, а то и в два раза дороже за «здоровую пищу»? Минсельхоз, где и разрабатывался эпохальный законопроект, утверждает, что у нас будет совсем другой паритет цен – например, есть же у нас продукты с частных садовых участков, и цена на них вовсе не в два раза выше магазинных…

А насколько она выше? Никто не знает. Член аграрного комитета при Минсельхозе Александр Рудомазин ссылается на то, что в РФ ни в одном институте нет кафедры, которая занималась бы органическим сельским хозяйством.

Одним словом, кафедры нет, вменяемых исследований – тоже нет, зато закон уже готов. Авторы закона надеются на то, что активная работа над законом будет проходить между первым и вторым чтением. Между тем один из основных вопросов, который до сих пор так и не решен – кто будет выдавать сельхозпроизводителям сертификаты?

Даже в Ефиопии, которую ставят нам в пример, их выдают международные органы. Но тогда нам надо будет, например, приводить свою землю в соответствие с международными экологическими стандартами.

Вот только для России, где привыкли сливать и вываливать что попало и куда попало, такие стандарты могут оказаться неподъемными. Поэтому одно из предложений – а давайте мы сами себя будем сертифицировать! Вот только разговоры о завоевании 10-15% мирового рынка в этом случае будут выглядеть смешно.

Да и ничего удивительного: у нас в России что ни закон – обхохочешься.

Александра АЛЕКСАНДРОВА

 

Ранее

Россия станет частью Китая?

Далее

Глава МВД Украины запретил милиции бить митингующих

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru