новости дня
Главная / Скандалы / Миноборонфильм

Миноборонфильм

Минобороны будет тратить деньги на съёмку «правильных» фильмов про армию

Министерство обороны продолжает забирать себе несвойственные функции, доводя ситуацию с самопиаром до того, что можно назвать абсурдом. В конце марта в военном ведомстве заявили о новой инициативе – там намерены создать военную киностудию для съёмок художественных фильмов про армию. Экономия? Или абсурд самопиара? «Наша Версия» разбиралась, почему появилась такая инициатива.

О желании военных заняться кино­съёмкой объявил лично министр обороны Сергей Шойгу в ходе церемонии вручения премии Минобороны в области культуры и искусства. По его мнению, сейчас создаётся достаточно достойных картин о войне, однако о современной Российской армии режиссёры снимают мало. Теперь этот недочёт решено исправить. Как заявил министр обороны, строить армейскую киностудию начнут уже в ближайшее время. Экономить на идеологически важной затее явно не собираются – для армейского «голливуда» планируется возвести специальные павиль­оны с самой современной техникой, предназначенные для съёмок полноценных художественных фильмов.

Пиар на миллионы

По мнению экспертов, военная киностудия скорее всего появится на территории любимого детища министра обороны – парка «Патриот», который обладает необходимыми площадями. Не приходится сомневаться, что в военном ведомстве найдут средства для закупки высокотехнологичного оборудования. Так уже было, когда создавался ведомственный телеканал «Звезда». Тогда были потрачены значительные деньги на закупку самой новейшей техники, одновременно выделялись немалые суммы на зарплаты будущим сотрудникам, которых таким образом хотели привлечь на новый канал. О том, во сколько обошлось создание канала «Звезда», сумевшего собрать довольно скромную аудиторию, данных в открытых источниках нам найти не удалось.

Потому деятели культуры с осторожностью отнеслись к новой инициативе военного ведомства. Они отмечают, что сама по себе инициатива интересна, вот только не понятно, зачем тратить огромные средства на создание специальной армейской киностудии с нуля. В стране уже имеются мощные студии, потому если Минобороны хочет получить фильм об армии, то в чём проблема? Достаточно разместить заказ, и в очередь тут же выстроятся целые колонны киношников. К тому же это обойдётся гораздо дешевле, чем строить собственную студию, а затем содержать её и персонал.

Но у Минобороны денег на пиар с избытком. Помимо создания студии в военном ведомстве намерены ещё и проводить специальный армейский кинофестиваль. Чтобы понять порядок сумм, которые будут потрачены на проведение подобных мероприятий, достаточно зайти на сайт госзакупок. Здесь с конца марта проводится тендер на проведение финальной церемонии награждения победителей и лауреатов 5-го Всероссийского фестиваля прессы «МЕДИА-АС – 2019» – ведомственного конкурса Минобороны, на котором поощряются лояльные журналисты. Размер затрат на церемонию награждения предполагается более 35 млн руб­лей. Надо полагать, что на кинематографистов потратят точно не меньше.

Военное искусство – в массы

Концентрация военного ведомства на выполнении несвойственных ему задач кажется всё более абсурдной. Нацеленности на самопиар не допускали даже в Советской армии – фильмы про неё снимались в большом количестве, однако вклад военных ограничивался выделением техники и солдат для съёмок. Главным вкладом Советский армии в кинопроцесс был 11-й отдельный кавалерийский полк, сформированный в 1962 году для участия в съёмках по инициативе режиссёра Сергея Бондарчука. В 2002 году его расформировали, одной из причин стал недостаток финансирования. После этого сотрудничество военных с киношниками состояло в том, что им позволяли проводить съёмки на территории частей. Так, к примеру, появился популярный сериал «Солдаты». Однако позже Анатолий Сердюков подобные съёмки запретил.

Фото: РИА Новости

Ситуация кардинально изменилась с приходом в военное ведомство Сергея Шойгу. Поднаторев в пиаре на посту главы МЧС, этот тренд он продолжил, пересев и в кресло министра обороны (злые языки поговаривали, что якобы благодаря постоянному появлению в кадре, а не качеству работы Шойгу стал популярным и узнаваемым в народе чиновником). Ведомственный департамент культуры, где прежде текла полусонная жизнь, превратился в штаб на поле боя: сотрудникам департамента приказали развивать коммуникации между армией и обществом по всем направлениям. В итоге департамент запустил крупные военно-исторические, патриотические и культурные проекты, целью которых было повысить престиж армии и военной службы. Военное ведомство стало проводить всеармейские фестивали «Армия России» и «Армия-джаз» (военных биг-бендов), участвовать в акциях «Ночь в музее», «Биб­лионочь» и «Ночь искусств». Всё это, безусловно, помогает укреплять имидж армии. Однако разумно ли увеличивать расходы на подобные цели? Потому сложно комментировать, к примеру, конкурс военной вышивки «Суровая нитка», в котором регулярно принимают участие художники, мастера и любители вышивки со всей России. Не стоит забывать, что любое начинание требует денег.

Немало средств ушло на возведение памятников на армейскую тематику. Студия военных художников им. М.Б. Грекова создала монументы военному почтальону в Воронеже, военному финансисту в Ярославле, а вокруг основного здания Минобороны выросли десятки скульптур, изображающих сцены из кинофильмов. Причём скульптур столько, что у меня возникает рад сомнений. Считаю спорной темой и качество исполнения отдельных памятников. Вслед за Москвой двинулись и регионы. Штаб Южного военного округа в Ростове-на-Дону решил также окружить своё здание скульптурами. В итоге попытка изобразить «вежливого человека» стала поводом для анекдотов.

И вот теперь Минобороны, похоже, решилось освоить киносъёмку. К важнейшему из искусств военные подбирались довольно давно. В 2018 году были закуплены походные многофункциональные информационные комплексы нового поколения. По сути, это кинопередвижки, которые позволяют организовать просмотр фильмов в полевых условиях. Одновременно для солдат и матросов закупили коллекцию отечественных фильмов. В «Список патриота», как в армии называют киноподборку, включено 100 лент, рекомендованных для показа в частях. Ставка при составлении фильмотеки делалась на советские кинокартины. И недаром: они идеологически выверены. Современные им уступают в этом, видимо, потому решено снимать собственные фильмы. Ну а то, что на это уйдёт сотня-другая миллионов рублей, может, и не страшно, особенно для тех, кто окажется при их распределении?

Александр Перенджиев, эксперт Ассоциации военных политологов:

– Создаётся впечатление, что Минобороны пытается создать государство в государстве. У военного ведомства появились свои детские организации, появился парк «Патриот». Такого мощного пропагандистского ресурса не было даже при Советском Союзе. Например, у военных никогда не было военного телевидения, а сейчас на всю Россию вещает телеканал «Звезда». Не исключаю, что после создания телестудии будет создан медиахолдинг, куда также войдёт Студия военных художников имени М.Б. Грекова, Центральный академический театр Российской армии и другие организации, связанные с культурой и пиаром. Возможно, создание киностудии лоббируют члены общественного совета, в котором много представителей киноиндустрии. Так, режиссёр Никита Михалков был первым его руководителем.

Александр Степанов

По материалам: «Наша Версия»


*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия, «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского.

Рейтинг@Mail.ru