Похоже, электорат страны начинает потихоньку осознавать, что он и впрямь — сила
Состоявшиеся в марте досрочные выборы глав ряда городов пахнули свежестью. Хотя дух политической весны почудился еще в прошлом сентябре, когда к власти, вопреки сложившейся традиции, пришли три губернатора не из партии власти.
Сардана из народа
Но самым ярким мазком на общем выборном фоне стала победа Сарданы Авксентьевой в Якутске. На пост мэра ее выдвинула неведомая большинству Партия возрождения России.
Совсем неожиданно (нас приучили к другому!) начала Сардана и свою деятельность: продала дорогие иномарки из гаража городской администрации, отменила т.н. «корпоративы» — новогодние гулянки для чиновников за счет бюджета, снизила плату за проезд в общественном транспорте.
Впрочем, тогда, осенью 18-го, это был, повторяю, еще не ветер перемен, а только его предчувствие. А вот нынешняя весна и впрямь пахнула свежестью.
Мартовские иды
Новизна ситуации состоит в том, что выборы мэров превращаются-таки в соревнования, в которых предугадать, кто первым придет к финишу, нельзя. Все поняли: становится возможной победа любого участника, а не только посланца «Единой России».
Для власти мартовские иды (последние дни марта по римскому календарю, в переносном значении — день роковых событий. — Ред.) начались 3-го числа: на выборах мэра Черемховского района уверенно победил кандидат от КПРФ Сергей Марач (между прочим, бывший единоросс). Победа стала победой вдвойне, если учесть, что долгие годы это была вотчина «Единой России». И вот электорат ответил сразу за все. И прежде всего за резкое повышение пенсионного возраста — сейчас средняя продолжительность жизни мужчин в Иркутской области составляет 63 года. То есть, до пенсии теперь не доживет в среднем ни один.
В этой ситуации досрочные выборы мэра Усть-Илимска, четвертого по величине города Приангарья, приобретали особое значение. Это был матч-реванш, матч престижа для «ЕдРа». Но 24 марта принесло партии полный афронт! Победила с хорошим отрывом представитель ЛДПР Анна Щекина.
Опозорились и тамошние коммунисты: они «благоразумно» отказались от участия в выборах, чтобы даже случайно не помешать партии власти. КПРФ опять предпочла политической борьбе подковерные интриги…
Однако самое поразительное в этих выборах — личность победителя. Анна Щекина, 28 лет, высшего образования не имеет, одна растит сына, домохозяйка (непонятно только, на какие деньги вела она свое домашнее хозяйство, если не работала, но это другая тема), в соцсетях состоит в группах «Плохая девочка» и «Знакомняшки».
Электорат просыпается
И здесь стоит отметить еще одну особенность, четко выявившуюся нынешней весной. Партии власти по-прежнему не составляет особого труда разными способами отсекать от участия в выборах неугодных ей кандидатов, но гарантировать победу «своим» — уже не в состоянии. И предсказать итоги таких выборов нельзя — они непредсказуемы. Но значит ли это, что победителем станет лучший и самый достойный из оставшихся? Увы, люди идут голосовать не за, а против, голосуют назло! Выборы в Усть-Илимске продемонстрировали это во всей красе…
На этом фоне приход в конце марта к власти в Белгороде и Владивостоке ставленников губернаторов можно считать едва ли не идеальным. Юрий Галдун и Олег Гуменюк несколько месяцев поработали врио, сменив подавшихся вдруг в отставку мэров, хотя от приставок они избавились не на выборах — вопрос об их назначении решали местные депутаты. Знала «Единая Россия» за что борется, когда добивалась отмены выборов мэров!
Все прошло тихо, мирно, прилично.
Но как ни парадоксально, именно выборы в Белгороде прогремели в прямом смысле на всю страну и достойно завершили новые мартовские иды. Точнее, прогремела музыка, которой решили сопроводить вступление в должность нового мэра — ею оказалась музыка из… «Звездных войн».
Учитывая, что США ведут сейчас против России пусть необъявленную, пусть холодную, но войну, выбор, согласитесь, более чем странный. Да сам факт, что официальное мероприятие в русском городе сопровождает музыка из иностранного фильма… Как говорил один из героев знаменитого фильма (нашего), да это просто позор какой-то!
Ну, а зная местные реалии, не могу согласиться, что выбор был случайный, и то было самоличное решение начальника городского управления культуры Людмилы Грековой. Не верю! Кто-то решил подпортить вступление в должность новому мэру? Впрочем, конспирологические версии могут далеко завести… Или все-таки то была вопиющая глупость чиновницы? Которая на следующий день в администрации города уже не работала.
Кажется, вот сейчас проснусь…»
А вот самого главного — как начал свою работу Юрий Галдун — многие и не заметили. Музыка все забила? Не захотели?
Первое, что он сделал, — отправил одному из местных Telegram-каналов 5 тысяч рублей с благодарностью за критику и помощь в работе.
Второе — посетил одну из поликлиник города. Визит сам по себе весьма показательный, так как система здравоохранения передана из подчинения городских властей областной администрации, и они вполне официально за нее не отвечают. Прежний мэр, кстати, с успехом дистанцировался от этих проблем, у нового же оказался свой взгляд. Город в любом случае не должен снимать с себя заботу о здоровье населения.
Третье — потребовал от чиновников точно исполнять обязанности и не мешать, а помогать белгородцам развивать свой малый бизнес. (В Белгороде после развала Союза развалили и научно-промышленный комплекс. На одном «Энергомаше» работало 17 тысяч). Владелица фирмы, которая печет пироги, в каком-то священном ужасе полушепотом призналась: «Всего несколько дней ушло на то, чтобы оформить все бумаги на установку ларька, подключить к нему свет. И никто даже не заикнулся о необходимости «отблагодарить». Я не верю, что это все со мной наяву происходит. Кажется, вот сейчас проснусь…».
Честно говоря, хозяйство досталось Юрию Галдуну сложное. Стоит только просто пройтись по городу, чтобы это понять. По всему выходит, что белгородцы живут только для того, чтобы набрать денег в долг, напиться и умереть.
На одной из самых оживленных остановок в центре города выстроились в ряд «Денежная точка», «Быстроденьги» и «Быстрые деньги». Но рекорд поставил дом на улице Челюскинцев. Раньше в магазинчиках, расположенных в нем, можно было купить продукты, а теперь подряд вывески: «Чешская пивоварня», «Красное и Белое», «Заходи! (магазин разливного пива)», «Вина Кубани», «Люкс (магазин напитков)», «Аптека» и «Бирмир. Магазин пива». Такого специально не придумать. Еще взгляд натыкается на предложение ритуальных услуг…
А что творится на Центральном рынке Белгорода? Почему вдруг все самые лучшие торговые места оказались заняты представителями Средней Азии и их сухофруктами? Почему жалобы местных продавцов никто не слышит?
Прежний мэр не ходил по городу? Не видел, не знал? И главному архитектору плевать на облик города? Кстати, из случайного десятка опрошенных только один смог назвать фамилию ушедшего мэра…
Жизнь регионов постепенно начинает нет, еще не определять, но уже сказываться на внутриполитической жизни страны. Россиянам становится интересно, что происходит не только рядом с ними, с ближайшими соседями, но и с согражданами по всей стране. Не может да и не должна в огромной России все решать одна столица. Электорат начинает понимать, что он и впрямь — сила. Вот только силой-то тоже надо уметь с толком пользоваться. Но партии, превратившиеся по сути в разной степени удачливости бизнес-проекты, возглавить массы и повести за собой не могут. Политический ваккум наполняется пока лишь стихийными протестами. Это главный вывод нынешнего марта.
Весна пришла, весне — дорогу!
Ольга Китова
“Новый вторник”