Иностранцы заплатят за петербургские фасады, если хотят ими любоваться
Александр Беглов заручился одобрением президента по поводу введения туристического сбора. Деньги направят на ремонт исторического жилого фонда Петербурга.
Идею ввести туристический (или гостиничный) сбор с иностранных туристов для приведения Петербурга в порядок врио губернатора презентовал Владимиру Путину в среду. Сумма умеренная, по 100 рублей в сутки. В прошлом году Петербург посетили 3,9 млн иностранных туристов, в 2019-м ожидается более 4 млн – такие данные озвучил Александр Беглов. В год должно набежать более миллиарда — обещают их пустить на фасадный ремонт жилых домов, которые одновременно угодили в список объектов культурного наследия (ОКН). Таких особо ценных объектов отобрали 255, и лет за 10 программа должна быть выполнена. «Против ничего не имею», – промолвил президент. «Фонтанка» поговорила с экспертами и выяснила, что кто-то все же против.
С инициативой включить в Налоговый кодекс гостиничный сбор в начале апреля выступил Минфин. Он должен заменить курортный сбор, который в качестве эксперимента сейчас действует в нескольких регионах: в Крыму, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае. Правда, этот эксперимент закончится лишь 1 января 2022 года, так что в законопроекте министерства сказано: «Гостиничный сбор в соответствии с главой 331 Налогового кодекса Российской Федерации может быть введен в муниципальных образованиях (городах федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не ранее 1 января 2023 года». Ставку будут определять местные власти; 100 рублей — максимальная планка, день заезда и выезда не учитывается.
Осадок останется
Осенью Смольный сообщал, что готов ввести туристический сбор в размере 2% от стоимости услуг. Отельеры и операторы отнеслись к этой идее неоднозначно, кто-то официально высказывался против. Опрошенные «Фонтанкой» участники рынка и сейчас не едины во мнениях.
«Не часто соглашаюсь с властями, но в данном случае я – за. 100 рублей в сутки не остановит туристов: потребителю можно объяснить, за что он платит, тем более что такая практика давно применяется в Европе. Если при этом пополнится бюджет, я не буду возражать», – комментирует управляющий отелем «Гельвеция» Юнис Теймурханлы.
Но, по его словам, если власти Петербурга решатся на введение туристического сбора, им следует вернуться к вопросу о сборе за постановку приезжих на миграционный учет. Сейчас отельеры берут с туристов или платят из своего кармана 300 рублей с человека. К примеру, в Москве такой сбор отсутствует, говорит топ-менеджер. Чтобы пополнять бюджет эффективнее, следует ввести электронные визы, которые позволят заметно увеличить турпоток.
Директор бутик-отеля Rossi Hotel&Spa Сергей Бульзов оптимизма коллеги не разделяет. «Для отеля введение сбора — это дополнительные расходы. Сразу я бы его вводить не стал, посмотрел, как будут реагировать туристы, – говорит эксперт. – Понятно, что это никого не разорит, но осадок останется. Есть опасение, что известие о дополнительной плате будет выглядеть как практика советской гостиницы — при отъезде постояльца первым делом смотреть, в целости ли мини-бар».
По его словам, с точки зрения администрирования гостинице проще взимать фиксированные 100 рублей, чем 2%, которые предлагались ранее. Но логично привязать размер сбора к звездности отеля. «Для клиента 5 звезд 100 рублей – неощутимо, но для туриста экономсегмента, который платит 1,5 тысячи в сутки за номер, 100 рублей – это уже деньги», – говорит Сергей Бульзов.
В Российском союзе туриндустрии настроены более критично. «Почему турист должен платить за фасады? Мне кажется, их содержание – задача питерских или федеральных властей», – прокомментировала представитель ассоциации Ирина Тюрина.
По ее словам, прежние попытки обложить туристов сборами себя не оправдали. «От курортного сбора начали отказываться даже те регионы, которые участвовали в эксперименте. Введение гостиничного отложено после протеста рынка. Много денег это не приносит, зато администрирование съедает значительную часть поступлений. На этом фоне инициатива губернатора выглядит странной», – говорит она.
А вот директор филиала Российской гостиничной ассоциации (РГА) по Санкт-Петербургу и Ленобласти Алексей Мусакин в предложении врио не увидел никакой новизны. «То, что сегодня озвучил Беглов, совпадает с проектом изменений в Налоговый кодекс, которые внес Минфин на прошлой неделе», – сказал он. Тем не менее ряд вопросов к инициативе у отельеров есть. В частности, они предлагают сделать субъектом налогообложения самого туриста, а гостиницу только агентом. «Если такой сбор пропишут в Налоговом кодексе, то за нарушения будет грозить уголовная ответственность, даже если он не будет называться налогом», – говорит Мусакин.
Также ассоциация предлагает предусмотреть льготы для загородных отлей и, по примеру других стран, взимать сбор только со взрослых иностранцев.
Но обоснование сбора необходимостью ремонтировать фасады, по мнению отельеров, выглядит странным. «Критической проблемы с фасадами я не вижу. Есть программа ремонта, возможно, она идет не так быстро, как хочется врио, но она работает: в центре разрушающихся зданий единицы. Куда больше проблема с чистотой фасадов», – комментирует Сергей Бульзов.
Деньги новые, руки – те же
Идея передать особо сложные фасады исторических зданий от фонда капремонта профильному комитету живет не первый год. Еще в 2017-м об этом высказывался экс-губернатор Георгий Полтавченко, который раскритиковал подрядчиков, не особо разбирающихся в атлантах и кариатидах. Новый глава города Александр Беглов принял эстафету возмущения и поручил разработать конкретный законопроект. Речь идет поправках в закона «Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге». Сейчас он не регулирует вопрос многоквартирных домов; новая редакция будет содержать порядок финансирования работ по сохранению исторического жилого фонда — а также критерии отбора зданий. 1 апреля глава КГИОП Сергей Макаров заявил, что сформирован предварительный перечень — как раз из искомых 255 фасадов, на реставрацию которых в течение 10 лет потребуется 16,2 млрд рублей плюс 800 млн на разработку проектной документации.
Всего в Петербурге 1 851 многоквартирный дом, которые одновременно являются и объектами культурного наследия, из них 1 378 находятся в историческом центре (Адмиралтейский, Василеостровский, Петроградский, Центральный районы). С 2005 года и вплоть до 2014, когда был образован Фонд капремонта, все эти фасады в рамках соответствующей программы ремонтировал КГИОП, успел справиться с 490. Сейчас речь не идет о том, чтобы отыграть ситуацию назад целиком, 255 фасадов — это лишь те, которые обладают наиболее высокой историко-культурной ценностью и сложной, насыщенной отделкой.
По данным «Фонтанки», пока в этот сугубо предварительный список включены, к примеру, дом Н. Н. Никонова на Достоевской, дом Торгово-промышленного товарищества Бажанова Ф. Г. и Чувалдиной А. П. на Марата, два объекта на Кирочной – дом А. М. Александрова и дом М. М. Верховского – и несколько зданий на Пушкинской улице. Из наиболее медийных – дом П. Т. Бадаева на улице Восстания: там еще в советские времена была искажена пластика крайней правой фигуры лепной композиции на фасаде по улице Восстания, так называемой «степной бабы». Если здание окажется в перечне КГИОП, авторский вариант будет восстановлен.
Смена заказчика автоматически влечет за собой и смену модели финансирования. КГИОП не может взять на себя функции оператора капитального ремонта жилого фонда — а значит, о взносах жителей на капремонт он может забыть. Собственно, в некотором смысле за фасады теперь вместо жителей могут заплатить туристы. Все упирается в принятие закона — и в сроки проектирования. В год КГИОП предполагает делать 25-30 фасадов, но, например, в 2020 году речь будет идти только о проектировании работ — на 90 млн рублей по 28 объектам. В 2021-м эти 28 домов отремонтируют, параллельно разрабатывая документацию для новой партии — и так до 2029 года, с выделением порядка 1,9 млрд рублей ежегодно. КГИОП намерен приводить в порядок не только лицевые, но и внутренние фасады. При этом все остальные работы в объектах культурного наследия — от лифтов до инженерных сетей — по-прежнему будет выполнять Фонд капремонта.
Главный вопрос — а что, собственно, изменится? — далеко не праздный. По данным фонда капремонта, в год он занимался примерно 60 фасадами ОКН; у КГИОП будет вдвое меньше. Подрядчики с лицензией Минкульта (а только их и пускают на объекты культурного наследия) в городе наперечет, десятка полтора. Профессиональный слой в городе тонок; «Меандр», «Матис», «Ампир», «Северная Венеция» – их знают и в фонде, и в комитете, и, вероятнее всего, будут привлекать, как и раньше.
Тем не менее во Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры приветствуют передачу функций оператора по ОКН комитету. Член президиума петербургского отделения организации Анна Капитонова согласна с тем, что на уровне исполнителей все останется по-прежнему, однако рассчитывает на новые расценки.
«Добавится контроля на уровне выдачи задания и разработки проекта, – надеется эксперт. – Мы с этим столкнулись, например, на доме Бака: задание выдано на памятник, но смета проведена по расценкам капремонта жилищного комитета. Теперь ситуация может измениться — однако это не панацея, у нас и на стадии подрядчика много возникает проблем».
Собеседник, близкий к Фонду капремонта, подтверждает, что в каждом отдельном случае финансирование может вырасти. «Категорически это можно будет утверждать, когда появится проектно-сметная документация, – говорит источник. – Однако в теории это, конечно, будет дороже. Фонд в основном использует строительные расценки, особенно в том, что касается дворовых фасадов; у КГИОП будут реставрационные».
Николай Кудин, Галина Бояркова
По материалам: “Фонтанка.ру”