Школьники разучились делить и умножать

Две трети учеников пятого класса не умеют даже складывать числа

Таковы неутешительные выводы мониторинга каждой третьей российской школы. В чем причина провала в системе образования и как с этим быть, разбирался наш корреспондент.

В ходе исследования, проведенного Электронной школой «Знаника», было проанализировано 286 тысяч работ по математике учеников 5–9-х классов из 62 регионов России. Участвовало 12,9 тысяч школ, или почти каждая третья школа страны.

Выяснилось, например, что 65% пятиклассников испытывают проблемы с простейшими арифметическими действиями — сложением, вычитанием, умножением и делением.

Так, 62% пятиклассников не смогли поделить числа с остатком. В шестом классе 57% не справились с дробями, а 44% не смогли округлить числа. В седьмом классе не умеют решать задачи с дробями 45%. В девятом 55% не могут преобразовывать выражения с корнями, а 75% не справляются с решением системы двух уравнений.

Выходит, у нас теперь все стали гуманитариями? Нет. У двоечников по математике и с русским языком проблемы — те ученики, которые по математике никак не освоят умножение и деление, по русскому языку не умеют выделять в словах корни.

Выяснилось также, что число часов, отводимое на предмет, никак не сказывается на знаниях: в школах, где на математику отводится 5–6 часов в неделю, знают ее примерно так же, как в тех школах, где этот предмет изучают 3–4 часа.

В чем причина? По одной из версий, проблема в том, что россияне разучились читать — согласно проведенным раннее исследованиям, даже среди взрослого населения каждый четвертый не может полностью понять смысл прочитанного, то есть не владеет функциональным (осознанным) чтением.

Этой четверти населения доступно лишь «неглубокое чтение», когда человек на основе прочитанного не умеет выстраивать причинно-следственные связи и решать когнитивные задачи.

«Условно говоря, если это школа, то на основе прочитанного ребенок может выполнить правильные арифметические действия», — считает ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Маргарита Русецкая.

А заслуженный учитель России, профессор Российской академии естествознания Александр Снегуров видит в другом причину незнания математики:

«Мы имеем страшное усложнение материала, начиная с начальной школы, куда был спущен материал со средних классов. В средние — со старших классов, а в старших классах уже проходят элементы вузовской программы. Это все придумывается чиновниками, чтобы изобразить эволюцию нашего образования. В итоге уже с младших классов родители вынуждены привлекать репетиторов. А в тех семьях, где денег на это нет, дети просто забрасывают уроки и бездельничают, потому что сами они не могут освоить материал — для них это очень сложно.

И это давно известно всем учителям и психологам — кроме тех, кто это придумал. Да, есть ученики, которые показывают хорошие результаты, но их тащат родители и репетиторы, которые лихорадочно их готовят. Если же брать общую массу, то их знания намного слабее, чем были десять, двадцать, тридцать лет назад.

В итоге московское образование в десятке лучших в мире, но к среднему ученику это не имеет никакого отношения — рейтинг образования вычисляется по победам в международных олимпиадах, а в них участвуют одни и те же по десятому кругу.

К тому же на учениках сегодня много всяких нагрузок, которые вытесняют базовый материал. Такое количество материала не может уместиться в голове ребенка, и мозг идет по сценарию самоочищения.

Кстати

По статистике, 62% пятиклассников не смогли поделить числа с остатком. В шестом классе 57% не справились с дробями, а 44% не смогли округлить числа. В седьмом классе не умеют решать задачи с дробями 45%. В девятом 55% не могут преобразовывать выражения с корнями, а 75% не справляются с решением системы двух уравнений.

Аделаида Сигида

“Новый вторник”

Ранее

Маугли в большом городе

Далее

Джулиана Ассанжа достали

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru