Полуостров за полтриллиона

На что Россия потратила больше всего денег в Крыму

Forbes посчитал стоимость десяти крупнейших инфраструктурных объектов Крыма за пять лет пребывания полуострова в составе России.

За пять лет пребывания Крыма в составе России на полуострове появились и продолжают строиться десятки важных инфраструктурных объектов — дороги, электростанции, газопроводы и больницы. Стоимость десяти крупнейших из них, по подсчетам Forbes, составляет 638 млрд рублей.

Мы проанализировали федеральную целевую программу по социально-экономическому развитию Крыма (ФЦП), изучили уже исполненные в рамках ФЦП контракты, включая госзакупки, отраженные в базе СПАРК и на сайте госзакупок, а также постановления правительства о субсидировании отдельных проектов в форме имущественных взносов. В общую сумму подсчетов мы включили также банковские кредиты и внебюджетные средства, вложенные в проекты частными компаниями и структурами, аффилированными с государством.

Для определения итоговой стоимости мы руководствовались уже проведенными тендерами с известной конечной стоимостью и фактически проведенными перечислениями средств: трансферы отражают реально освоенные или осваиваемые вложения на текущий момент, а ФЦП дает прогнозную оценку финансирования вплоть до 2022 года (в совокупности программа включает более 800 объектов с объемом финансирования около 900 млрд рублей). Именно поэтому «освоенные суммы» (в совокупности и составившие 638 млрд рублей) могут отличаться от финансирования, заявленного в ФЦП, в большую и меньшую стороны: в первом случае к сумме добавлялись крупные закупки, связанные с операционной деятельностью объектов, и кредиты от госбанков и банков, аффилированных с государством, а во втором — не все средства на строительство уже переведены исполнителям.

Крымский мост — 241,7 млрд рублей

Финансирование в рамках ФЦП: 227,8 млрд рублей (2014-2019 годы)

Освоенная сумма: 241,7 млрд рублей

Исполнитель: «Стройгазмонтаж»

Крымский мост — 241,7 млрд рублей
Сергей Мальгавко / ТАСС

Крымский мост — один из самых амбициозных проектов в истории современной России. Самый протяженный в Европе, он находится в сейсмически активной зоне, что означает особые требования к прочности конструкции. Задачу построить транспортный переход через Керченский пролив Владимир Путин поставил Минтрансу 19 марта 2014-го — на следующий день после подписания договора о присоединении Крыма к России. Заказчиком выступила структура Росавтодора.

В качестве подрядчика Минтранс рассматривал «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, однако в декабре 2014-го бизнесмен отказался от участия в проекте из-за репутационных рисков. В конце января 2015-го правительство определило другого единственного подрядчика — им стал «Стройгазмонтаж», входящий в группу СГМ Аркадия Ротенберга. Основным субподрядчиком стала другая компания миллиардера «Мостотрест», получившая контракт на 96,9 млрд рублей. В 2015-м Ротенберг продал долю «Мостотреста» структуре НПФ «Благосостояние», в 2018-м — выкупил обратно.

Мост был введен в эксплуатацию в мае 2018-го с опережением графика на полгода. «Чудо свершилось!» — заявил Путин, открывая движение за рулем «КамАЗа». Монтаж железнодорожных путей должен завершиться летом 2019-го. Вскоре после ввода моста в эксплуатацию шесть компаний, задействованных в строительстве, попали под санкции Евросоюза. Кроме того, генпрокуратура Нидерландов начала расследованиепричастности семи голландских компаний к поставкам оборудования для объекта.

Трасса «Таврида» — 151,7 млрд рублей

Финансирование в рамках ФЦП: 174,357 млрд рублей

Освоенная сумма: 151,7 млрд рублей

Исполнитель: ЗАО ВАД

Трасса «Таврида» — 151,7 млрд рублей
Сергей Мальгавко / ТАСС

Строительство 250-километровой четырехполосной магистрали, связывающей Керчь, Симферополь и Севастополь, началось в мае 2017 года. Уже в конце декабря 2018-го поэтапно заработали участки первой очереди протяженностью 190 км.

Единственным исполнителем работ по проекту глава Крыма Сергей Аксенов без проведения конкурса назначил компанию ВАД. Это один из крупнейших подрядчиков Северо-Западного федерального округа. В числе проектов компании — федеральная трасса в обход Калининграда к чемпионату мира по футболу, транспортные развязки в Ленинградской области и Карелии. В 2017 году миноритарные совладельцы компании Валерий Абрамов и Виктор Перевалов заняли вторую строчку рейтинга Forbes «Короли госзаказа».

Полная стоимость строительства «Тавриды» несколько раз пересматривалась в сторону увеличения: ФЦП 2016 года предполагала 144 млрд рублей, в 2017-м сумма выросла до 166 млрд рублей, в текущей редакции — до 174 млрд рублей.

Электростанции «Таврическая» и «Балаклавская» — 71 млрд рублей

Финансирование: 25 млрд рублей — за счет увеличения уставного капитала корпорации «Ростех»; 46 млрд рублей — за счет кредитов

Освоенная сумма: 71 млрд рублей

Исполнитель: «Технопромэкспорт»

Электростанции «Таврическая» и «Балаклавская» — 71 млрд рублей
Сергей Мальгавко / ТАСС

Строительство двух новых теплоэлектростанций должно было решить вопрос энергетической самодостаточности Крыма: даже после запуска 4-й линии энергомоста весной 2016 года на полуострове отключался свет. Первые блоки «Таврической» и «Балаклавской» заработали в октябре 2018 года. Суммарная мощность двух станций — 940 МВт — 90% от энергопотребления Крыма.

Заказчиком выступило Минэнерго, подрядчиком — «Технопромэкспорт», «дочка» «Ростеха», строившая электростанции за рубежом еще во времена СССР. 25 млрд рублей на объект компания получила через внесение суммы в капитал материнской госкорпорации, а оставшиеся 46 млрд рублей привлекла в крымском банке РНКБ (100% акций принадлежит государству). Чтобы вернуть заем, «Технопромэкспорт» займется продажей электроэнергии крымских ТЭС.

Строительство объектов не обошлось без скандала: на электростанциях установлены газотурбинные установки по технологии Siemens. Они были поставлены на полуостров вопреки договору между немецким концерном и «Технопромэкспортом» 2016 года, в котором прописано, что детали не будут использоваться в Крыму. Siemens подал иск к «Ростеху», однако Арбитражный суд Москвы отклонил его.

Новый терминал аэропорта Симферополя — 48,3 млрд рублей

Финансирование: 34,9 млрд рублей — кредиты, 13,4 млрд рублей — имущественные взносы Минэкономразвития в уставной капитал

Освоенная сумма: 48,3 млрд рублей

Исполнитель: «Аконс Про» (в прошлом «Альфа Констракшн», подконтрольна турецкой группе Teman)

Новый терминал аэропорта Симферополя — 48,3 млрд рублей
Сергей Мальгавко / ТАСС

Новый терминал «Симферополя» — единственный действующий пассажирский аэропорт на территории полуострова — открылся в апреле 2018 года. А впервые о планах по строительству объекта власти Крыма объявили тремя годами ранее. Выделение бюджетных средств не предполагалось: финансирование — в совокупности 32 млрд рублей — должно было идти из собственных средств аэропорта и от частных инвесторов.

В августе 2016-года госбанк РНКБ, работающий в Крыму, и банк «Россия» Юрия Ковальчука и его партнеров выделил на строительство 34,9 млрд рублей до 2031 года (14 млрд рублей — тело кредита, 20,9 млрд рублей — проценты), сообщала газета «Ведомости». В рамках сделки было создано юрлицо ООО «Международный аэропорт Симферополь» (49% у правительства Крыма, 51% у банков-инвесторов), которому передали все имущество аэропорта. В обеспечение кредита компания заложила имущество, договор подряда и 100% уставного капитала.

«Крымская» ФЦП также предусматривает 13 млрд рублей на реконструкцию аэродрома: ремонт второй взлетно-посадочной полосы, строительство диспетчерской вышки, ограждения, установку светосигнального оборудования. В пресс-службе Минэконоразвития Forbes уточнили, что эти средства уже доведены до совета министров Крыма, а им, в свою очередь, до аэропорта — в виде имущественного взноса. В начале апреля 2019-го власти объявили о выделении дополнительных 3 млрд рублей на реконструкцию «Симферополя».

Энергомост в Крым — 46,7 млрд рублей

Финансирование по ФЦП: суммарная стоимость объектов «энергомоста» — около 46 млрд рублей.

Освоенная сумма: 46,7 млрд рублей

Исполнитель: ЦИУС ЕЭС

Энергомост в Крым — 46,7 млрд рублей
Михаил Климентьев / пресс-служба президента РФ / ТАСС

После присоединения Крыма к России поставки электроэнергии на полуостров со стороны Украины, от которых местная энергосистема зависела на 70-80%, резко сократились. Минэнерго поручило выправить ситуацию «дочке» ФСК ЕЭС — Центру инжиниринга и управления строительством (ЦИУС ЕЭС). Группа объектов, обеспечивающая электроснабжение Крыма с территории России, получила название «энергомост»: он включает ряд подстанций (новых или модернизированных), высоковольтных линий и кабельный переход через Керченский пролив. Первая его линия была запущена в декабре 2015-го.

Самым резонансным проектом «энергомоста» стала прокладка кабеля по дну Керченского пролива. Первый конкурс осенью 2014-го на 13,8 млрд рублей был отменен из-за отсутствия заявок должного качества. В 2015-м украинские радикалы подорвали линии электропередач, ведущие в Крым, практически полностью обесточив полуостров. Основной проблемой тогда стало отсутствие кабеля для подводного участка — в России он не выпускался, а зарубежные компании отказывались от поставки, опасаясь санкций. В итоге весной 2015-го ФСК заключила контракт с китайской Jiangsu Hengtong HV Power System на 4,9 млрд рублей.

Реконструкция «Артека» — 32,9 млрд рублей

Финансирование в рамках ФЦП: 17,2 млрд рублей

Освоенная сумма: 32,9 млрд рублей

Исполнитель: «Стройгазмонтаж»

Реконструкция «Артека» — 32,9 млрд рублей
Алексей Павлишак / ТАСС

После распада СССР самый популярный советский пионерлагерь превратился в международный детский центр и стал государственным предприятием Украины. После смены юрисдикции Крыма «Артек» перешел на баланс российского бюджета. В 2014-м власти выделили более 1,2 млрд рублей на улучшение инфраструктуры центра: по данным Роспотребнадзора, тогда из десяти лагерей «Артека» работали только пять.

В марте 2015-года правительство утвердило программу развития «Артека» до 2020 года. Генподрядчиком реконструкции и капитального ремонта стал «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. За три года компания восстановила и ввела в эксплуатацию девять лагерей, а в 2017-м построила спальные корпуса еще трех. Позднее «Стройгазмонтаж» начал строить новый лагерь «Солнечный», рассчитанный на прием 1000 детей. После завершения всех работ «Артек» сможет принимать до 10 000 детей одновременно, в центре будут работать 5000 сотрудников.

Железнодорожные подходы к Керченскому мосту — 19,9 млрд рублей

Финансирование в рамках ФЦП: 17,758 млрд рублей

Освоенная сумма: 19,9 млрд рублей

Исполнитель: «Стройгазмонтаж»

Железнодорожные подходы к Керченскому мосту — 19,9 млрд рублей
Сергей Мальгавко / ТАСС

Компания Аркадия Ротенберга поучаствовала и в третьем крупном инфраструктурном объекте Крыма — строительстве железнодорожных подходов к Керченскому мосту. Контракт со «Стройгазмонтажем» в апреле 2017-го заключил Росжелдор. Стоимость объектов изначально составляла 16,9 млрд рублей, но в декабре 2018-го увеличилась почти на 3 млрд рублей.

Новая линия соединит действующую сеть железных дорог Крыма с мостом. Строительство предполагает прокладку 18-километровой ветки: она примкнет к участку Керчь-Джанкой. Помимо самих путей, предусмотрены возведение эксплуатационных строений, прокладка тоннеля и другие работы. Начало временной эксплуатации ветки намечено на 1 августа 2019 года, завершение работ и сдача объекта — 1 декабря.

Магистральный газопровод Краснодарский край–Крым — 10 млрд рублей

Финансирование в рамках ФЦП: 9 млрд рублей

Освоенная сумма: 9,9 млрд рублей

Исполнитель: «Стройгазмонтаж»

Магистральный газопровод Краснодарский край–Крым — 10 млрд рублей
Александр Полегенько / РИА Новости

Хотя Крым и обеспечивал себя газом за счет собственной добычи, полуостров зависел от поставок электроэнергии c Украины. Когда у России возникла необходимость построить новые газовые электростанции мощностью 900 МВт, потребовался дополнительный газ. В апреле 2015-го Минэнерго и Минкрыма попросили 9,5 млрд рублей из федерального бюджета на возведение газопровода Кубань-Крым, писала газета «Коммерсантъ».

Строительство газопровода доверили главному крымскому строителю — «Стройгазмонтажу» Аркадия Ротенберга. По данным ФЦП, помимо бюджетных средств, в проект вложили 9 млрд рублей из внебюджетных источников. На сайте «Стройгазмонтажа» компания указана как инвестор проекта.

В декабре 2016-го из Краснодарского края на полуостров был запущен газопровод мощностью 2 млрд куб. м газа. В январе 2017-го «Стройгазмонтаж» предоставил объект в аренду государственному «Черноморнефтегазу», сумма контракта составила 988 млн рублей. В марте 2017-го проект вышел на плановый режим работы. Протяженность газопровода составляет 358,7 км. На поступающем газе работают две ТЭС.

Республиканская клиническая больница имени Семашко —7 млрд рублей

Финансирование в рамках ФЦП: 8,9 млрд рублей

Освоенная сумма: 6,9 млрд рублей

Исполнитель: «СГМ Груп»

Республиканская клиническая больница имени Семашко —7 млрд рублей
Сергей Мальгавко / ТАСС

Республиканская больница под Симферополем строится за деньги из ФЦП. 12-этажный центр будет включать лечебно-диагностический и патологоанатомический корпусы, пищеблок и другие объекты. Больница рассчитана на 734 койки. Ее стоимость — 9 млрд рублей, что составляет более трети средств, предусмотренных правительством на развитие здравоохранения в Крыму до 2022 года.

В марте 2019 года объект был готов на 75% и планировался к сдаче в сентябре. Как сообщил Forbes вице-премьер Крыма Евгений Кабанов, по состоянию на 1 апреля 2019 года на больницу потрачено около 6,9 млрд рублей.

В феврале 2017-го портал Vademecum писал, что проектированием центра занималась компания «Москапстрой» (на тот момент 30,43% принадлежало АФК «Система» Владимира Евтушенкова), а строительством — «СГМ Груп», которую Vademecum также связывал с АФК. На запрос Forbes официальный представитель АФК «Система» Сергей Копытов сообщал, что холдинг не ведет инвестиционной деятельности на территории Севастополя и Крыма.

Автоподходы к Керченскому мосту — 6,9 млрд рублей

Финансирование в рамках ФЦП: 8,558 млрд рублей

Освоенная сумма: 6,9 млрд рублей

Исполнитель: ЗАО ВАД

Автоподходы к Керченскому мосту — 6,9 млрд рублей
Сергей Мальгавко / ТАСС

Автомобильные подходы к Крымскому мосту со стороны Керчи протяженностью 8,6 км соединяют мост с федеральной трассой «Таврида». Строительство четырехполосной дороги началось в феврале 2017-го. Полностью автоподходы (в том числе для грузового транспорта) были открыты в октябре 2018 года.

Исполнитель контрактов по проекту ЗАО ВАД — участник рейтинга «королей госзаказа» по версии Forbes — Валерия Абрамова и Виктора Перепалова, включенных США в санкционный список. В марте 2018-го служба автомобильных дорог Крыма заключила с ВАД контракт на 3,4 млрд рублей. Прежний контракт на 5,8 млрд рублей при этом был расторгнут, однако на момент расторжения подрядчик уже выполнил работы на 3,5 млрд рублей. Таким образом, вся стоимость автоподходов составила 6,9 млрд рублей.

Алексей Сивашенков, Варвара Перцова, Андрей Злобин

По материалам: “Forbes”

Ранее

Чиновники декларируют гостиничные номера, плотины и миллиарды

Далее

Минфин впервые в 2019 году не смог провести аукцион по продаже госдолга

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru