Чем заткнуть дыру в российском бюджете?
Не успел Президент России Владимир Путин подписать федеральный закон о бюджете на следующий год и на плановый период до 2016 года, как Минфин официально поставил под вопрос все дальнейшее развитии страны. Вплоть до 2020 года.
Федеральному бюджету РФ при сохранении текущих высоких нефтяных цен не хватит до 2020 года около 10 триллионов рублей доходов для финансирования всех обязательств и обещаний властей, а с учетом рисков сокращения поступлений разрыв может оказаться еще больше, сообщило агентство Рейтер со ссылкой на долгосрочную бюджетную стратегию, подготовленную Минфином.
Взяв за основу базовые варианты госпрограмм с 2017 по 2020 год, за пределом утвержденного трехлетнего бюджета, министерство обнаружило не обеспеченные доходами обязательства казны в 5,6 триллиона рублей. С учетом дополнительных поручений президента и правительства по федеральным целевым программам, а также расходов, связанных с реформированием пенсионной системы, «дыра» может увеличиться еще на 4,2 триллиона рублей. Итого не хватает 10 триллионов рублей.
Исходя из нынешнего курса рубля это свыше 300 миллиардов долларов. Сразу же отметим, что если бы мы сэкономили на самой дорогой в истории сочинской олимпиаде, то дефицит удалось бы уменьшить до 250 миллиардов долларов.
Стратегия Минфина предполагает, что бюджет будет дефицитным весь расчетный период, а дефицит будет покрываться в основном за счет госзаймов, которые станут фактически единственным источником его финансирования. В результате госдолг с 12% ВВП в 2013 году вырастет к 2030 году до 18,2% ВВП при определенной Минфином максимальной планке в 20% ВВП.
Известно, что в основу бюджетной стратегии Минфина положен консервативный сценарий долгосрочного макропрогноза Минэкономразвития, согласно которому экономика РФ до 2030 года будет расти в среднем по 2,5%. При этом Минфин видит риски недостижения и этих темпов и, соответственно, неполучения ожидаемого объема доходов.
В Российской Академии наук под руководством Сергея Глазьева был сделан расчет альтернативной экономической стратегии, основанной на так называемом импортозамещении. В этом случае мы могли бы иметь совершенно иные темпы роста ВВП – примерно шесть процентов в год.
Но в таком случае были бы подорваны позиции торгового капитала, импортирующего в Россию даже то, что и сами мы могли бы произвести.
Независимые эксперты резонно отмечают, что рост в три процента можно легко показать в отчетности путем несложных манипуляций с бюджетными цифрами. Таким образом, население России уже давно вводится в заблуждение относительно реальных темпов инфляции.
Получается, самый реалистичный прогноз состоит в том, что российский ВВП расти практически не будет, а Минфин будет наполнять бюджет за счет повышения налоговой нагрузки на сырьевые отрасли и естественные монополии. Будет окончательно похоронена пенсионная реформа, снова поднимут вопрос о повышении пенсионного возраста, резко провалятся в реальном исчислении социальные программы, что вызовет недовольство низкооплачиваемых слоев населения.
Возможно, что рост социального протеста, причем не только со стороны малообеспеченных граждан, но и влиятельных промышленников, заставит Минфин и Центробанк изменить кредитную политику, дав возможность инвестировать в реальный сектор экономики длинные деньги.
Но это в любом случае станет предметом ожесточенной кулуарной борьбы и будет сопровождаться серьезными политическими потрясениями. То что могущественное лобби торговцев импортом не намерено без борьбы сдавать свои позиции озвучил не так давно вице-премьер Игорь Шувалов, заявив, что радикальное изменение экономической политики российского правительства может произойти только в случае столь же радикального изменения внешнеэкономической конъюнктуры, то есть резкого падения нефтяных цен.
Господин Шувалов всегда отличался своим реалистичным взглядом на события, поэтому будем и мы реалистами – впереди у нас суровые времена.
Альберт СТАНИЦЫН,
экономист
На фото: Министр финансов Антон Германович Силуанов
Фото: gazeta.ru