49 российских дипломатов и членов их семей заподозрены в мошенничестве с американскими медицинскими страховками.
Между США и Россией случился очередной скандал. На этот раз на почве родов. 49 российских дипломатов и членов их семей заподозрены Федеральным бюро расследований в мошенничестве с американскими медицинскими страховками, главным образом в части оплаты родов детей и послеродового обслуживания. Соответствующее обвинительное заключение представлено в суд южного округа Манхэттена (Нью-Йорк) еше в середине ноября, однако обнародовано только в минувший четверг.
В документе говорится, что фигуранты дела 13MAG2711 незаконно получили 1,5 миллиона долларов страховых выплат, предоставив в период с 2004 по август 2013 г. ложные сведения о своих доходах. Занижение этих сведений, согласно обвинению, позволило оплачивать русские роды за счет американских налогоплательщиков.
Два обстоятельства, видимо, способствовали возможной отечественной предприимчивости. Во-первых, Федеральная программа Medicaid, направленная на помощь малоимущим американцам, реализуется через департаменты здравоохранения конкретных штатов. И в Нью-Йорке доступ к ней беременных женщин чрезвычайно либерален – они апроиори считаются «имеющими на нее право», если предоставленные ими сведения о доходах и семье являются ниже установленного законом уровня. Во-вторых, от беременных женщин не требуется указывать их гражданство при заполнении форм на получение помощи, поскольку неродившееся еще дитя рассматривается как америкаснкий гражданин и, соответственно, получает послеродовое обслуживание до своего первого дня рождения.
В деле описано, как это работало в случае с 24 супружескими парами и в одном случае, где назван только один обвиняемы – глава семейства Алексей Скордумов, а имя его супруги по каким-то причинам не упомянуто.
Скорбный список мошенничества открывает семья Кулешовых, проживающих в Бронксе. Михаил – второй секретарь российской миссии при ООН. Его жена – Анна – примерно 22 мая 2012 года заполнила бумаги на получение медицинской страховки. При этом, согласно материалам следствия, Анна Кулешова заявила, что ее семья состоит, кроме нее самой, из старшей дочери и еще нерожденного ребенка, и что их месячный доход ниже уровня, который позволял прибегнуть к помощи Medicaid ( на тот момент 3 182 доллара в месяц). Мужа в качестве члена семьи она не указала. А он сам в поддерживающих документах назвал себя не мужем, а братом. В результате мама и ее ребенок получили почти 21 000 долларов в виде страховых выплат и по линии так называемой «специальной программы питания» – ежемесячных чеков на молоко, фрукты, зерновые хлопья и детское питание.
Между тем никаких оснований претендовать на эти льгоды у семьи не было, ибо заработная плата Михаила Кулешова с января 2012 по декабрь 2012 составляла примерно 5 тысяч долларов в месяц и в последующие годы только прибавлялась. В частности, когда г-н Кулешов подал заявление на получение кредитной карты одного из магазинов в мае 2013 г. он указал свой доход в размере 69 996 долл. Есть и другие данные, показывающие, что семья не бедствовала. Например, во второй половине 2011 г. Кулешов сделал покупки по своей кредитке на сумму 18870 долл. Из них 4500 потрачены в скромных магазинах «Лорд энд Тейлор» и аутлете «Сакс-5-я авеню». В 2012 году покупки и погашение по кредитке составили 34190 долл., а в первой половине 2013 – еще 24400. В общем нормальные траты и не было бы в них ничего особенного, если бы не ложные сведения в страховых формах.
Схожая картинка и относительно семьи Огурцовых, также проживающей в Бронксе. Глава семьи – Сергей Огурцов работает в миссии при ООН и его зарплата на момент их обращения за бесплатной медициной во время рождения ребенка составляла 5 675 долл. в месяц. Это на 2 175 долл. больше, чем Огурцовы сообщили органам здравоохранения, добиваясь бесплатной страховки. Согласно обвинению, Огурцова и ее ребенок получили 19900 долл., хотя они не имели на них никаких прав, если бы были честны при оформлении документов. Расходы семьи по кредитной карте в 2011 г. равнялись примерно 38 тыс. долл. Тоже достаточно скромно для семьи из трех человек. Но есть и случаи более вызывающие, когда дипломаты, требуя бесплатной медицинской помощи, тратили по 1500, 3 с половиной или даже по 4 с половиной тысячи долл. в дорогих магазинах и лавках типа «Эппл», «Джимми Чу» или «Сваровски» или покупали авиабилеты для посещения шикарных курортов на Гавайях, Капибах или Мексике.
По сумме работ, ФБР требует выдачи ордеров на арест подозреваемых с последующим заключением под стражу или освобождением под залог в зависимости от решения суда. Однако это маловероятно, или даже вообще невероятно, поскольку все обвиняемые защищены дипломатическим статусом.
В Вашингтоне, как мне показалось, официальный представитель госдепа Мэри Харф выглядела несколько рас терянной, когда пресса потребовала от нее комментариев по поводу этих скандальных новостей. “У нас пока нет позиции на этот счет, мы пока что рассматриваем обвинения”, — сказала Харф. И поспешила добавить: “Мы считаем, что это не должно повлиять на наши отношения”.
Москва же отреагировала более воинственно. “Обвинения в адрес российских дипломатов в Нью-Йорке — это попытка взять реванш за решение вопросов, не относящихся к российско-американским отношениям, – заявил замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков. – Если американские партнеры хотят выяснить какие-то обстоятельства, вопросы, касающиеся семейной или личной жизни наших сотрудников в США, они могут сделать это спокойно по дипломатическим каналам, а не через обвинения и не через публичную сферу. У нас много контактов и возможностей это делать постоянно». Он также намекнул, что и у России немало претензий к американским дипломатам в России.
Так что, похоже, дальнейшего развития скандала не избежать. Хотя, казалось бы, чего тут скандалить. Ведь эти все факты в принципе достаточно легко поддаются проверке. И если американцы правы, то надо извиниться за недобросовестных сотрудников, воспользовавшихся доверчивостью американской системы. А если же не правы обвинители, так уже им ответить фактами и цифрами, а не общими соображениями о кознях и заговорах и на этом основании уже у них требовать извинений.
Николай ЗИМИН,
Вашингтон, специально для «Новых Ведомостей»