В то время как ООН, а также 88 стран мира выступает за запрет роботов-убийц, Россия, США, Китай, Южная Корея, Израиль и Великобритания продолжают вести разработки этого вида вооружений. А не так давно к шестерке присоединилась Австралия, которая заявила, что роботы-убийцы позволят вести войну более гуманными способами и сократят военные потери
Так что же такое роботы-убийцы? Юридически это понятие никак не обозначено. По сути, речь идет о военной технике, которая может сама, без участия оператора, принимать решение об уничтожении какой-либо цели.
«Человек не находится около кнопки и не влияет на выбор цели. Робот сам принимает решение. Если в него заложен алгоритм убивать всех бегущих блондинок с палкой, то он будет убивать всех бегущих блондинок с палкой», — говорит юрист Алена Попова, руководитель Аналитического центра «Этика и технологии».
При этом не надо думать, что робот-убийца должен быть похож на Терминатора из голливудского боевика.
«Это может быть неприметная железяка, например, в форме дрона», — продолжает Алена Попова.
Она напоминает — в мире были случаи, когда на летающий дрон вешали пистолет, дрон подлетал к нужному окну, а пистолет делал выстрел.
При этом заказчики не были найдены.
Впрочем, Вадим Козюлин, эксперт по международной безопасности, приводит другой пример:
«Сегодня во время «зачисток» бросают гранату в окно, а потом заходят. А в доме, возможно, были безоружные дети и старики. Робот-убийца не будет бросать гранату в окно — он вначале дождется, пока в него выстрелят, и только потом бросит гранату и будет заходить».
Так что не исключено, что роботы-убийцы на войне окажутся гуманнее людей. Другой довод противников роботов-убийц заключается в том, что алгоритм, заложенный в роботе, может сломаться. Помимо этого, возникнут сложности с определением виновных — ведь разработчика робота не привлечешь к ответственности, а тех, кто выпустит робота-убийцу на задание, будет сложно найти, и не менее сложно привлечь их к ответственности.
«Сегодня использование роботов-убийц в России регламентируется приказом Минобороны, который разрешает их использовать в автономном режиме против техники, и запрещает — против человека. В американской инструкции написано, что если связь с военной техникой утрачена, то ее необходимо вернуть на базу. То есть в России и США, по сути, запрещено использование против людей автономных роботов», — говорит Вадим Козюлин.
Так что для того, чтобы запустить роботов-убийц в массовое производство, даже тем странам, которые открыто выступают за их использование, придется поменять свои собственные законы.
Так или иначе, человечество стоит на пороге новой гонки вооружений и совершенно новых методов ведения войны. Многие эксперты уверены в том, что даже известнейшим людям в мире не удастся победить сторонников гонки автономных вооружений и геополитиков.
«Да, войны скоро будут вестись в автономном режиме, — продолжает Козюлин. — Но так ли это страшно? Сейчас есть ракета, которая падает неизвестно кому на голову. Или мина, которая сама выберет того, кто на нее наступит. Человек закопал мину и забыл. Дальше он ее не контролирует. Разве это не автономное оружие? Сегодня беспилотник летает, видит — танк. Он запрашивает оператора, и тот дает команду на уничтожение. Но оператор в этой цепочке — лишняя составляющая. Это сложно, это надо обеспечивать связь. Беспилотник сам может уничтожить танк. Так что в небе всё уже готово для перехода на автономные войны. На земле всё сложнее. Автономное вооружение используется в войсках, но оно имеет массу недостатков. Те не менее, переход на полностью автономное вооружение рано или поздно произойдет», — считает эксперт.
Так что бояться роботов-убийц, пожалуй, не стоит. Лучше позаботиться о том, чтобы Россия в новой гонке автономных вооружений не оказалась в числе аутсайдеров.
Аделаида Сигида
“Новый вторник”