Как создавшей профсоюз медсестре осложняют жизнь
В Свердловской области медработник пожаловалась в полицию на подброшенный прекурсор.
Медсестра хирургического кабинета из города Серова в Свердловской области Парвин Салаева написала заявление в полицию, после того как в ее шкафчик попытались подбросить сухой перманганат калия, в обиходе известный как марганцовка. Этот препарат входит в число прекурсоров, то есть используется для изготовления наркотиков (хотя и не запрещен к свободной продаже). За несколько месяцев до этого медсестра организовала профсоюз, чтобы вместе с коллегами добиваться повышения зарплаты. Ее зарплата на тот момент составляла 11,5 тыс. рублей. Однако руководство считает, что медики занимаются саботажем, а их зарплата могла быть кратно выше, если бы они работали на несколько окладов. На что идут врачи ради отстаивания своих прав на честную оплату труда и почему руководство остается глухим к их требованиям — в материале «Известий».
Врачебный бунт
В апреле этого года Парвин Салаева стала председателем ячейки профсоюза «Альянс врачей». Помимо нее, в профсоюз вошли девять человек и еще 10 заявили о намерении в скором времени вступить. Об этом тут же уведомили главного врача больницы Серовской городской больницы Ивана Болтасева. Недовольство медиков было связано прежде всего с крайне низким уровнем зарплат.
Средний медперсонал утверждает, что их оклад был равен минимальному размеру оплаты труда в стране и составлял чуть больше 11 тыс. рублей. За месяц до организации профсоюза Салаева получила 10,7 тыс. рублей за 22 смены. За один выход на работу медсестра хирургического отделения получает меньше 500 рублей.
В руководстве Серовской больницы сразу же нашлись, что ответить бунтующим медикам: мало получают те, кто мало работает. По словам главного врача больницы, никто не препятствует тому, чтобы медики совмещали две, три и даже пять ставок. Благодаря сверхурочным сменам поднять уровень своего заработка медики могут до «средних показателей больницы» — 35 тыс. рублей.
Нагрузка медиков дополнительными сменами позволяет создавать иллюзию выполнения майского указа президента, согласно которому врачи должны получать по 68 тыс. рублей, а медсестры — по 30,5 тыс. рублей. 31 мая сотрудницы больницы попали на выездной прием граждан, который проводил областной прокурор Сергей Охлопков. Они рассказали ему о сложившейся ситуации и показали документы, подтверждающие несоответствие их зарплат заявленным числам.
Встреча в костюмах
После того как профсоюз медиков выступил с заявлением, в медучреждение нагрянули проверки со стороны прокуратуры и Территориального фонда обязательного медицинского страхования. По ее итогам представители ТФОМС заявили об отсутствии нарушений в системе оплаты труда. На встречу с медперсоналом руководители медучреждения пришли в деловых костюмах. Мероприятие проводили в детском отделении поликлиники, в то время как на низкие зарплаты жаловались медсестры больницы. Участников профсоюза на эту встречу решили не звать. Зато задокументировать итоги позвали и сотрудников региональных СМИ.
«По результатам проверки установлено, что положение об оплате труда Серовской городской больницы согласовано с министерством здравоохранения Свердловской области и соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим систему оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Свердловской области», — уточнила директор филиала ТФОМС Свердловской области Наталья Палабужева.
По ее словам, целевые показатели зарплаты медработников выполняются в полном объеме в соответствии со штатным расписанием. Единственный представитель руководства медучреждения, который пришел на встречу в медицинском халате, — Елена Шубина, которую назначили заместителем главного врача.
«Проблема в том, что денег на жизнь всегда не хватает, эти разговоры всегда существуют, особенно в женских коллективах. Но глобальные проблемы, которые были вынесены, они действительно очень оскорбили коллектив. Сотрудники переживают, они где-то даже зажались в своих кабинетах — мало ли что не так. Почему именно эта волна от того, что пишется в социальных сетях, падает тенью на работников, отдающих всех себя на обслуживание детского населения? Вы сейчас присутствуете на встрече с работниками детской поликлиники, которые уважают свою профессию, ценят свою профессию, справляются со своими должностными обязанностями. Существуют какие-то огрехи, но мы их будем выправлять», — заявила Шубина во время встречи с медперсоналом детской поликлиники. Ее слова собравшиеся встретили овациями.
Спустя неделю в больнице прошла еще одна встреча, но ее тон уже не был таким благостным. Во время нее главный врач Серовской больницы отстранил от занимаемых должностей исполняющего обязанности заведующего детской поликлиникой и старшую медицинскую сестру поликлиники. Представитель регионального минздрава Константин Шестаков заявил, что кадровые перестановки связаны с тем, что факт низкой зарплаты подтвердился как минимум у одного сотрудника — медсестры.
«С мая месяца по различным заявлениям госпожи Салаевой Серовской городской больницей пройдено пять проверок, в том числе проверки министерства здравоохранения Свердловской области, Трудовой инспекции, Территориального фонда обязательного медицинского страхования. Ни одна из этих проверок не нашла подтверждения заявлениям Салаевой. Будут ли встречные иски? Вопрос пока оставим открытым», —сообщил пресс-секретарь Серовской городской больницы Олег Романов.
Какое вы имеете право вступать в профсоюз
Впрочем, чтобы развалить профсоюз и заставить медиков замолчать, руководство больницы придумало другие методы. На медперсонал, вступивший в организацию, начали давить, обещая в противном случае применить карательные меры. Председатель Парвин Салаева получила за два месяца четыре докладные и выговор. Но кульминацией этого скандала стали не столько угрозы, сколько внезапная проверка, которая постановила, что Салаева хранит в своем шкафчике на работе запрещенный препарат. К марганцовке она не имеет доступа.
«Как только я получила служебную записку о том, что в моем шкафу обнаружен запрещенный медикамент, я сразу же позвонила в дежурную часть, чтобы они всё проверили. Когда я открыла шкаф, флакона уже не было, но в описи он числится. Там указано, что имеется фотография: то есть можно было положить, сфотографировать и вынуть. 21 июня я получила приказ о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора. Я уже четыре дисциплинарных взыскания получила за то, что говорю правду, которая подтверждается документами. У старшей медицинской сестры есть ключи от сейфа, где хранятся наркотические вещества. В любой момент мне могут подбросить что угодно и сказать, что это мое», — рассказала в беседе с «Известиями» Парвин Салаева.
После скандала она получила уже три дисциплинарных взыскания и несколько служебных записок. Некоторые из них касались нарушения врачебной этики. А когда руководство узнало о том, что медперсонал по предложению Салаевой отправился на прием к областному прокурору, ей начали поступать угрозы от незнакомых людей.
«Мы рассказали, что нам не выдают спецодежду, медикаменты, зарплаты низкие на уровне 11 тыс. рублей. Рассказала ему, что получаю постоянные выговоры и прохожу ежедневные проверки. Каждый день досконально проверяют то, как я выполняю свои обязанности. У всех есть норма выполнения ежедневных обязанностей, у меня в перевязочном — 50 человек в день. С утра до четырех часов дня. Я люблю свою профессию, хочу дальше помогать людям, учиться, но с зарплатой 11 тыс. рублей невозможно на что-то накопить», — добавила Салаева.
С 1 июля после этого скандала зарплату медсестрам повысили до 14 тыс. рублей, врачам — до 19,3 тыс. рублей. Одновременно с этим люди начали выходить из профсоюза: им говорят, что в противном случае их ожидает участь Салаевой.
«Те 20 человек, которые изначально писали заявления, сейчас отказались вступать в профсоюз, потому что им тоже угрожают. Спрашивают, на каком основании они решили вступить, какое имеют право на это. Говорят, что есть уголовная статья за такие действия и что они этого просто так не оставят», — отметила медсестра.
Руководство больницы списало всё происходящее на мнительность медсестры. По словам замглавного врача, в тот день никто не осматривал ее шкафчик, а в кабинет заходил хозработник, который ремонтировал раковину. Представители медучреждения утверждают, что медсестре было выгодно выставить ситуацию в неблагоприятном для больницы свете.
«В кабинете была брошенная медицинская шапочка с волосами. В том числе заметили, что там лежит сухая марганцовка, — заявилпресс-секретарь больницы Олег Романов. — В выговоре не фигурирует марганцовка вообще. Этот вопрос было выгодно поднять ей, а для больницы это огромный минус, что в отделении хранится марганцовка. Мы сами от этого пострадаем. Поэтому подкидывать ни один вменяемый медик не будет».
Ситуация находится под личным контролем уполномоченного по правам человека в Свердловской области Татьяны Мерзляковой. В беседе с «Известиями» омбудсмен рассказала, что прокуратура делает всё возможное, чтобы расставить все точки над «i» в вопросе несправедливой выплаты заработных плат медперсоналу.
«В моем представлении обращение Салаевой по жалобе на несправедливости по зарплате находится в надежных руках и его проверяют. Ее приняли лично министр здравоохранения области, областной прокурор, поэтому рассмотрение вопроса по заработной плате будет. В этом плане я не сомневаюсь в нашей прокуратуре, которая действительно в этом вопросе делает всё возможное. Мы много говорили с главным врачом больницы по поводу сложившейся истории. Мне кажется, пресса более жестко оценивает его действия, чем есть на самом деле. В разговоре со мной он очень объективно отражал ситуацию и видит, что есть проблемы. Им сложно из-за того, что медсестра действует политизированно, работать вместе сложно, но никакого особого отношения и особых проверок в ее отношении не было», — рассказала уполномоченный по правам человека в Свердловской области.
Уголовное дело по факту обнаружения сухой марганцовки в тумбочке не возбудили, да и не могли бы: хотя перманганат калия и входит в Таблицу III прекурсоров, все ограничения на розничную торговлю веществом, введенные приказом Минздрава 183н в 2014 году, были сняты спустя три года приказом 403н. Аптеки тем не менее обязаны подавать сведения об объемах продажи вещества. В этом свете история с медсестрой Салаевой превращается в совсем уж загадочную.
«В теме зарплаты будет глубоко разбираться прокуратура. Подключать в этот вопрос еще и уполномоченного по правам человека избыточно. Пока не закончится проверка минздрава и прокуратуры, тем более. По итогам мы будем выслушивать все мнения. Я не исключаю того, что дифференциация зарплаты у нас действительно очень большая, потому что много занималась этим вопросом в образовании. Дифференциация зарплат действительно есть, и причины у этого самые разные. Надо смотреть внутри учреждения и разбираться по суммам», — резюмировала Мерзлякова.
Анастасия Чеповская
По материалам: “Известия”