Минэкономики неожиданно едва не провело одну из самых радикальных реформ за последние годы — но в бюджете не нашлось на нее денег
Вчера министерство предложило отменить схему перекрестного субсидирования в электроэнергетике, по которой крупный бизнес оплачивает низкие тарифы на электричество для населения. Для этого субсидирование в размере 400 млрд рублей в год нужно было переложить на бюджет. Но уже сегодня проект указа Путина о реформе исчез с сайта министерства. По данным СМИ, резко против выступил Минфин, который считает рост расходов бюджета угрозой экономической стабильности.
Перекрестное субсидирование существует в России с 1990-х годов, и примерно столько же и правительство, и участники энергорынка говорят о необходимости его отмены. Схема проста: тарифы на электроэнергию для населения устанавливаются на уровне примерно на 30% ниже рыночных. Разница компенсируется прежде всего за счет надбавок для промышленных потребителей. В 2018 году за счет схемы конечная цена электроэнергии для крупных потребителей была выше рыночной на 13%. Больше всего от этого страдают металлургические компании, и прежде всего «Русал» Олега Дерипаски — на электроэнергию приходится почти 30% себестоимости производства алюминия.
Проект указа Владимира Путина об отмене перекрестного субсидирования с 2020 года появился на сайте Минэкономики вчера. Он предполагал смену источника финансирования льгот — тарифы для промышленности с 1 января 2020 года должны снизиться, а взамен предлагалось выделить 403 млрд рублей на компенсацию низких тарифов для населения из бюджета. Представитель Минфина сказал, что в его министерстве документ еще не видели и будут с ним знакомиться.
Нынешний план Минэкономики — возможно, самый радикальный за всю историю дискуссии о перекрестном тарифе. В последний раз правительство возвращалось к этой теме в 2018 году, и тогда обсуждалась более сложная схема, предполагавшая рост тарифов для самых крупных потребителей и снижение — для мелких.
Но сегодня проект указа исчез с сайта Минэкономики так же неожиданно и стремительно, как появился вчера. Такое случается редко, удивлены источники «Коммерсанта»: обычно даже самые конфликтные проекты проходят стадии общественного обсуждения и официального межведомственного согласования. А вечером исчезновение документа объяснил сам министр Максим Орешкин. «Источников [бюджетного финансирования] нет», — сказал он журналистам.
Источники «Коммерсанта» называют причиной резкого сворачивания обсуждения недовольство проектом вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова. Дело в том, что для выделения дополнительных 400 млрд из бюджета пришлось бы нарушить бюджетное правило, согласно которому все нефтегазовые сверхдоходы направляются в Фонд национального благосостояния. Жесткость бюджетного правила считается главным достижением Силуанова на посту министра, а сам он — считает его главным условием макроэкономической стабильности, отмечает «Коммерсант».
Что мне с этого?
На первый взгляд позиция Минфина выглядит логичной — решение выделить из бюджета 400 млрд рублей в год, чтобы провести реформу, выгодную в первую очередь крупному бизнесу, выглядит не очень осмотрительным. Но, как говорила Эльвира Набиуллина в своей недавней программной речи, «макростабильность — это еще не рост», а ситуация, в которой бизнес принудительно финансирует социальные обязательства государства, остается нелогичной и несправедливой.
По материалам: “The Bell”