Главная / Экономика / Минэкономики не смогло отменить схему, при которой бизнес оплачивает энергию для населения

Минэкономики не смогло отменить схему, при которой бизнес оплачивает энергию для населения

Минэкономики неожиданно едва не провело одну из самых радикальных реформ за последние годы — но в бюджете не нашлось на нее денег

Вчера министерство предложило отменить схему перекрестного субсидирования в электроэнергетике, по которой крупный бизнес оплачивает низкие тарифы на электричество для населения. Для этого субсидирование в размере 400 млрд рублей в год нужно было переложить на бюджет. Но уже сегодня проект указа Путина о реформе исчез с сайта министерства. По данным СМИ, резко против выступил Минфин, который считает рост расходов бюджета угрозой экономической стабильности.

Перекрестное субсидирование существует в России с 1990-х годов, и примерно столько же и правительство, и участники энергорынка говорят о необходимости его отмены. Схема проста: тарифы на электроэнергию для населения устанавливаются на уровне примерно на 30% ниже рыночных. Разница компенсируется прежде всего за счет надбавок для промышленных потребителей. В 2018 году за счет схемы конечная цена электроэнергии для крупных потребителей была выше рыночной на 13%. Больше всего от этого страдают металлургические компании, и прежде всего «Русал» Олега Дерипаски — на электроэнергию приходится почти 30% себестоимости производства алюминия.

Проект указа Владимира Путина об отмене перекрестного субсидирования с 2020 года появился на сайте Минэкономики вчера. Он предполагал смену источника финансирования льгот — тарифы для промышленности с 1 января 2020 года должны снизиться, а взамен предлагалось выделить 403 млрд рублей на компенсацию низких тарифов для населения из бюджета. Представитель Минфина сказал, что в его министерстве документ еще не видели и будут с ним знакомиться.

Нынешний план Минэкономики — возможно, самый радикальный за всю историю дискуссии о перекрестном тарифе. В последний раз правительство возвращалось к этой теме в 2018 году, и тогда обсуждалась более сложная схема, предполагавшая рост тарифов для самых крупных потребителей и снижение — для мелких.

Но сегодня проект указа исчез с сайта Минэкономики так же неожиданно и стремительно, как появился вчера. Такое случается редко, удивлены источники «Коммерсанта»: обычно даже самые конфликтные проекты проходят стадии общественного обсуждения и официального межведомственного согласования. А вечером исчезновение документа объяснил сам министр Максим Орешкин. «Источников [бюджетного финансирования] нет», — сказал он журналистам.

Источники «Коммерсанта» называют причиной резкого сворачивания обсуждения недовольство проектом вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова. Дело в том, что для выделения дополнительных 400 млрд из бюджета пришлось бы нарушить бюджетное правило, согласно которому все нефтегазовые сверхдоходы направляются в Фонд национального благосостояния. Жесткость бюджетного правила считается главным достижением Силуанова на посту министра, а сам он — считает его главным условием макроэкономической стабильности, отмечает «Коммерсант».

Что мне с этого?

На первый взгляд позиция Минфина выглядит логичной — решение выделить из бюджета 400 млрд рублей в год, чтобы провести реформу, выгодную в первую очередь крупному бизнесу, выглядит не очень осмотрительным. Но, как говорила Эльвира Набиуллина в своей недавней программной речи, «макростабильность — это еще не рост», а ситуация, в которой бизнес принудительно финансирует социальные обязательства государства, остается нелогичной и несправедливой.

По материалам: «The Bell»


*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия, «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского.

Рейтинг@Mail.ru