“Ростех” пытается получить из бюджета деньги на строительство новых самолётов
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов на прошлой неделе просил у Владимира Путина 300 млрд рублей. Столь значительная сумма, по словам Чемезова, нужна для развития Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), которая с прошлого года начала процесс интеграции в «Ростех». Мол, дайте денег – и полетим на отечественных самолётах!
Прежде всего, как отметил Чемезов, деньги необходимы для реализации программы создания среднемагистрального гражданского самолёта МС-21 и других проектов. А ведь не далее как в октябре прошлого года речи у главы «Ростеха» были совершенно иные. В частности, тогда говорилось о волшебном «синергетическом» эффекте от слияния ОАК и «Ростеха», о сокращении административных издержек и – самое главное! – о том, что объём выручки получившегося гигантского авиакластера превысит 1 трлн рублей.
Более того, никакого значительного финансового участия государства в проектах ОАК не предполагалось вовсе. Основная идея заключалась в том, что благодаря интеграции с «Ростехом» ОАК будет проще привлекать деньги частных инвесторов, в том числе и зарубежных. Так, например, в случае со строительством гражданских самолётов речь шла о совместном российско-китайском проекте по созданию CR929.
Но, похоже, оптимистическим планам не суждено сбыться. В феврале этого года «Ростех» пробовал было привлечь средства российских крупных банков. В частности, среди возможных инвесторов назывались ВТБ, Сбербанк и ВЭБ. Однако дальше громких заявлений дело не пошло. Банкиры сегодня и так уже кредитуют ОАК, а потому влезать ещё и в инвестиции, видимо, не хотят. Особенно если учитывать, что чёткого плана по будущим тратам в «Ростехе», похоже, нет.
Взять хотя бы проект по созданию МС-21. Сперва «Ростех» намеревался потратить на него не более 30–40 млрд рублей. Но потом сумма начала расти как на дрожжах, сначала увеличившись до 125 млрд, а впоследствии Счётная палата в ходе проверки обнаружила, что МС-21 теперь обойдётся аж в 438 млрд рублей. При этом о каких-то революционных подвижках в создании лайнера что-то пока вообще не слышно. Так что «Ростеху» осталось разве что попытаться откусить от бюджета.
Татьяна Нижегородская
По материалам: “Наша Версия”