Рейтинг Forbes
Forbes составил рейтинг игроков НБА с самыми дорогими спонсорскими контрактами. Лидером рейтинга благодаря знаменитым кроссовкам от Nike стал Майкл Джордан, который уже давно не играет в баскетбол профессионально.
Майкл Джордан не играет в НБА уже почти 20 лет, однако фанаты и СМИ до сих пор спорят о том, заслуживает ли он титула «лучшего игрока НБА всех времен». На это звание также претендует Леброн Джеймс, который в марте обошел Джордана в рейтинге лучших снайперов в истории НБА и в совокупности девять раз выходил в финал чемпионата. При этом более высокую строчку в рейтинге снайперов все еще занимает Коби Брайант, который к завершению своей профессиональной карьеры был пятикратным чемпионом НБА. А генеральный менеджер «Хьюстон Рокетс» Дэрил Мори в августе заявил, что Джеймс Харден как бомбардир гораздо лучше Джордана.
Но если говорить о кроссовках, то в этом деле Джордану точно нет равных.
С мая 2018 года по май 2019 года общая выручка бренда Jordan, разработанного Nike для легендарного баскетболиста, составила $3,14 млрд и на 10% превысила показатели предыдущего финансового года. К маю текущего года Джордан благодаря роялти заработал примерно $130 млн, то есть в четыре раза больше, чем Леброн Джеймс, — в этом году форвард «Лос-Анджелес Лейкерс» получил от Nike $32 млн и занял вторую строчку в рейтинге баскетболистов с самыми прибыльными спонсорскими контрактами с производителями спортивной одежды и обуви. Факт остается фактом: последний матч в своей профессиональной карьере Майкл Джордан сыграл в 2003 году, но даже 16 лет спустя по всему миру продается гораздо больше вещей под брендом Jordan, чем именных кроссовок всех действующих игроков НБА вместе взятых.
«Сейчас Jordan становится все более популярным брендом не только спортивной, но и повседневной одежды и обуви. У него огромный потенциал, — считает аналитик инвесткомпании Cowen & Co. Джон Кернан. — Доходы на сумму в $3 млрд — это только начало».
Кернан перечисляет сильные стороны бренда Jordan: новые цветовые решения, перезапуск линеек и контроль спроса и предложения для поддержания высоких цен. Jordan сейчас производит не только баскетбольную обувь и одежду: руководство бренда заключило контракты с французским футбольным клубом «Пари Сен-Жермен» и студенческой командой по американскому футболу «Мичиган Волверинс».
В прошлом месяце у Jordan появился новый амбассадор. Nike подписала контракт с подающим большие надежды первокурсником Университета Дьюка Зайоном Уильямсоном, который стал первым номером драфта НБА 2019 года (так называют процедуру выбора новых игроков). Зайона Уильямсона уже называют самым талантливым новичком после Леброна Джеймса, который был выбран первым номером драфта 2003 года. Осенью он готовится дебютировать в НБА в своих новых кроссовках Jordan. Видеозаписи с его зрелищными бросками сверху, которые обрели большую популярность среди фанатов НБА по всему миру, идеально вписываются в маркетинговую стратегию компании Nike.
«Если Зайон Уильямсон действительно настолько талантлив, как все говорят, то Nike сможет создать не один рекламный ролик с его участием. Сейчас спортивный контент весьма популярен в социальных сетях, и Nike сможет обратить это в свою пользу с каждой публикацией фото и видео его зрелищных бросков», – отмечает аналитик Джон Кернан.
Сделка с Зайоном Уильямсоном обошлась Nike недешево. Это связано с печально известным инцидентом, который произошел в феврале. В прямом эфире одного из телеканалов вся Америка увидела, как у Уильямсона лопнули кроссовки Nike PG 2.5. Это повлекло за собой серьезные последствия для имиджа бренда. По условиям долгосрочного контракта новый амбассадор Jordan ежегодно будет получать от Nike примерно $13 млн и дополнительные премии. Этот контракт занял пятое место в рейтинге самых дорогих спонсорских сделок с действующими игроками НБА. Можно предположить, что в ближайшем будущем Nike, годовая выручка которой составляет $39 млрд, также выпустит именную линейку баскетбольных кроссовок Зайона Уильямсона.
Контракт на создание именных кроссовок — это очень прибыльное дело и почти всегда самая выгодная сделка в карьере любого игрока НБА. Обычно выплаты по такому контракту составляют больше половины дохода спортсменов за пределами баскетбольной площадки. Сейчас роялти Майкла Джордана от Nike – это 90% его годового дохода. Он ежегодно получает примерно $130 млн. Это на $40 млн больше, чем те $90 млн, которые он заработал за все 15 лет своей профессиональной карьеры в составе «Чикаго Буллз» и «Вашингтон Уизардс».
Баскетбол и футбол — это единственные по-настоящему глобальные командные виды спорта, а футболистов и баскетболистов знают во всем мире. Именно поэтому бренды вроде Nike, Adidas и Under Armour готовы платить спортсменам баснословные гонорары и создавать крупные маркетинговые кампании с их участием.
По данным НБА, в Китае в баскетбол играет 300 млн человек. Это очень важный рынок для брендов спортивной обуви. Почти каждое лето Леброн Джеймс, Стефен Карри и другие звезды ездят в Китай и посещают десятки городов по всей стране в рамках маркетинговых кампаний спортивных брендов. Такие путешествия — обязательное условие их спонсорских контрактов, стоимость которых начинается с $10 млн. Китай — ключевой рынок для Nike. В прошлом году выручка компании в Китае составила $7 млрд. На этот рынок также приходится 40% роста продаж компании.
Основываясь на разговорах с экспертами по баскетболу, Forbes подсчитал, что в настоящее время 14 звезд НБА зарабатывают не менее $9 млн на спонсорских контрактах с производителями спортивной одежды и обуви. Игроки НБА могут получать дополнительные премии за хорошие продажи кроссовок, а также за индивидуальные и командные достижения. Годовые доходы баскетболистов от спонсорских контрактов были подсчитаны на основе роялти, которые они получают за продажи именных кроссовок. Кроме того, учитывалось участие спортсменов в финальной серии плей-офф НБА и Матчах всех звёзд НБА, наличие титула Самого ценного игрока регулярного чемпионата НБА или титула чемпиона НБА.
Nike и ее «дочка» Jordan подписали контракты с девятью из 14 этих баскетболистов. По словам аналитика исследовательской компании NPD Мэтта Пауэлла, в 2019 году Nike занимает долю в 86% на американском рынке баскетбольных кроссовок. Второе и третье места занимают Under Armour (6,9%) и Adidas (5,5%). Немецкий бренд Adidas заключил сделки с тремя звездами НБА. Компании Under Armour, Anta и Li-Ning подписали по одному спонсорскому контракту с тремя баскетболистами, каждый из которых зарабатывает не менее $9 млн на рекламе спортивной одежды и обуви и продажах именных кроссовок.
Поскольку Nike и Adidas уделяют большое внимание повседневной одежде и обуви, а баскетболисты оказываются своего рода проводниками между миром спорта и моды. Ниже — спортсмены, о которых идет речь.