Известный экономист Яков Миркин находит большое сходство между отечественной и латиноамериканской социально-экономическими моделями
Главное сходство этих моделей, по мнению завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН, заключается в преимущественно сырьевом характере экономики, зависимости от поставок за рубеж.
Россия делает ставку на экспорт нефти (как Венесуэла) и сельхозпродукции (как Аргентина). Миркин называет «деформированной» российскую финансовую систему, отмечая «низкую доступность кредита» для бизнеса и «сверхвысокий процент», «избыточную налоговую нагрузку». «Как следствие — низкая норма инвестиций, стагнация, — пишет на своей странице в Facebook Миркин. — Все вспышки роста либо от взлета спроса и мировых цен на сырье, либо там, куда входит бюджет со своими преференциями. Низкая доля малого и среднего бизнеса, он сжимается, расти не собирается».
«Там, где вертикали и много государства, неизбежно отставание по технологиям. Из года в год», — приходит к выводу экономист.
Пишет он и об отставании социальной сферы, о демографических проблемах, характерных также для стран Латинской Америки. В общем, делает вывод профессор, Россия «по всем параметрам — среднего уровня развивающаяся страна». Возобладавшая у нас латиноамериканская модель, по словам Миркина, «определилась надолго».
Яков Миркин — далеко не единственный экономист, проводящий параллели между Россией и странами Латинской Америки, чаще всего Аргентиной. Например, в подобном ключе недавно высказывались участники Гайдаровского форума. Они нашли много общего между нашими странами, которые могли бы, пользуясь своими ресурсами, войти в число мировых экономических лидеров, однако этого не произошло. По итогам прошлого года Аргентина оказалась на 21-м месте по объему ВВП ($651 млрд), Россия — на 12-м ($1,5 трлн).
Засилье государства в экономике, ставка на сырьевой сектор, бегство из страны капиталов, падение курса национальной валюты, высокая коррупция, рост цен на продукты и товары (в частности, постоянное подорожание бензина) привели Аргентину к череде финансово-экономических кризисов, массовым вспышкам недовольства («марши пустых кастрюль»), силовому противостоянию между властью и гражданами. Эта волна может захлестнуть и Россию, если власть не свернет с латиноамериканского пути.
Игорь Анин
“Новый вторник”